Оборот розничной торговли в расчете на душу населения в 2011 г. вырос на 16%, что на 4 п.п. больше, чем в предыдущем году. В 2012 г. темп прироста снизился до 11%, а значение показателя достигло уровня 148,8 тыс. рублей в год на человека.
Развитие торговли стимулируют растущие реальные располагаемые доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен). Значение этого показателя за 2001-2012 гг. увеличилось в 2,6 раза. В то же время, темп роста заметно сократился. Если в 2006 2007 гг. реальные располагаемые доходы росли на 13-14% в год, то в 2009 г. они увеличились всего на 1%, а в 2011 г. - на 0,4%. Однако в 2012 г. прирост составил 4,2%.
Рост реальных доходов объясняется, в том числе, остановившимся ростом численности рабочей силы и несоответствием спроса и предложения на рынке труда: уже сейчас многие отрасли испытывают нехватку квалифицированных специалистов. Учитывая сокращение доли населения в трудоспособном возрасте, стоит ожидать сохранения роста реальных доходов.
Основная часть доходов - 75% - в 2012 году была потрачена на покупку товаров и оплату услуг. Еще 11% пошло на оплату обязательных платежей и взносов, почти столько же - 9% - на сбережения. Около 6% денежных доходов в 2012 г. было потрачено на приобретение валюты.
Расходы домохозяйств на покупку товаров и услуг в последние годы росли высокими темпами: в 2011 г. они увеличились на 17%, в 2012 г. темп замедлился и пророст составил 10%.
График 1. Расходы домохозяйств на покупку товаров и оплату услуг в 2008-2012 гг., млрд руб.
Источник: Intesco Research Group
Среди основных товаров, приобретаемых домохозяйствами, продукты питания и безалкогольные напитки (на них в 2012 г. было потрачено 30% от общего объема расходов), одежду и обувь (их доля составляла около 10%), товары для дома (6% от всех расходов). В целом структура потребительских расходов домохозяйств остается в последние годы достаточно стабильной, при этом медленно снижается доля расходов на продукты питания и россияне позволяют себе больше тратить на одежду, обувь, товары для дома и организацию отдыха.
Более подробную информацию можно узнать из работы «Рынок розничной торговли. Торговые сети FMCG - 2013» компании Intesco Research Group.