Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
14 мая 2013

Розничные продажи безалкогольных напитков: максимальный рост в четвертом квартале

Сладкие газированные напитки наряду с питьевой водой - наиболее популярные в России категории безалкогольных напитков. В сумме на них приходится почти три четверти розничных продаж безалкогольных напитков. Менее популярны соки и нектары - они составляют около четверти розницы. Доли чайных, спортивных и энергетических напитков составляют всего 1-2%. В глазах потребителей безалкогольные напитки делятся на те, которые утоляют жажду, и те, что пьют ради вкуса. К первым относится вода, отчасти соки и холодный чай. А вот сладкие газированные напитки пьют, когда хочется чего-то вкусного, хотя большинство потребителей считают эти напитки не самыми полезными для здоровья из-за содержания в них сахара и искусственных компонентов.

Безалкогольные напитки - сезонный продукт, продажи которого зависят от климата и погодных условий. В 2010 г. аномальная жара «подстегнула» торговлю, и объем розничных продаж вырос на 65%. В 2011 г. производители тоже ждали высокого спроса и, готовясь к нему, увеличили объемы производства. Но ожидания не оправдались, и розничные продажи выросли всего на 6%. Отчасти это объяснялось и стремительным ростом предыдущего года. В 2012 г. прирост составил 18%, а розничные продажи почти достигли уровня 230 млрд рублей.

Погода в 2010 г. сказалась и на поквартальной динамике: продажи росли на протяжении всего года, максимальный рост отмечался в четвертом квартале. Хотя в другие годы наибольший рост приходился на второй квартал, в третьем квартале отмечалось небольшое снижение розничных продаж, которое сменялось ростом в четвертом квартале. В 2012 г. продажи также росли в течение всего года, хотя и невысокими темпами. Объем продаж в четвертом квартале превышал значение за первый квартал на 37%, хотя в 2009-2011 г. разница между первым кварталом составляла от полутора до трех раз.

Влияние жаркого лета видно и на структуре розничных продаж по федеральным округам: объем продаж в Южном федеральном округе в 2010 г. более чем в два раза превышает продажи там же в 2011 и 2012 гг. и вплотную подбирается к показателю ЦФО, который обычно является главным потребителем безалкогольных напитков, обеспечивающим около 35-40% объема розницы.

Основную часть продаж тогда обеспечил Краснодарский край, доля которого в общероссийском объеме составила 24%, а в рознице по Южному федеральному округу - 84%. Обычно же по объему розничных продаж безалкогольных напитков лидирует Москва, на ее долю приходится 13-14% от суммарного показателя, а вместе с московской областью они обеспечивают около четверти розницы. За Москвой и областью следуют Санкт-Петербург и Краснодарский край. Их доля в общероссийском объеме розничных продаж безалкогольных напитков на протяжении последних четырех лет составляла 5-7% (за исключением 2010 г., когда, как уже было сказано, на Краснодарский край пришлась четверть совокупных продаж).

Более подробную информацию можно узнать из работы «Рынок сладких газированных безалкогольных напитков: прогноз на 2013-2016гг.» компании Intesco Research Group.