Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
16 мая 2013

Японские и китайские платежные системы

Российский рынок пластиковых карт можно назвать активнорастущим, ежегодно он увеличивается на пятую часть. Так, по данным Центрального банка РФ на 1 января 2013 года было эмитировано 239,5 млн карт. Ровно год назад данный показатель составлял 200,2 млн единиц.

Для того, чтобы картами можно было воспользоваться при совершении покупок, они заключют договора с платежными системами. На сегодняшний день в России представлены практически все основные платежные системы, среди которых MasterCard, Visa, и American Express, Diners Club, Discover, японская JCB, UnionPay (бывшая China Union) и другие. Если первые три системы известны широкому кругу потребителей, то японские и китайские системы еще не так распространены на российском рынке. Так, конкуренцию мировым гигантам в ближайшем будущем может составить UnionPay. В 2012 году российская платежная система «Золотая корона» начала выпуск совместных карт с этой платежной системой. Несмотря на то, что востребованы они пока только в граничащих с Китаем регионах, с ней уже сотрудничает все больше российских и мировых банков. О перспективах китайской системы можно судить по цифрам. В 2011 году она опередила Visa и MasterCard по количеству эмитированных карт - каждая третья карта была с логотипом UnionPay. Однако, по числу проведенных транзакций показатели были все же ниже, чем у международных систем - 4,7 млн в 2011 году против 87,5 и 34,6 млн. China Union Pay является монополистом на китайском рынке, и ее успех в мире напрямую зависит от темпов экономической экспансии Китая, чем выше благосостояние китайских граждан, тем чаще им требуется присутствие национальной платежной системы в других странах. Еще одним дополнительным преимуществом China Union Pay является более низкие ставки участия в банковской системе для банков, по сравнению с теми же Visa и MasterCard.

На долю другой азиатской платежной системы в 2011 году приходилось не более 0,8% рынка карт. История этой компании началась уже достаточно давно. Своя система в Японии появилась в 1964 году, и получила название JCB - Japan Credit Bureau. В 1981 году JCB запустил программу международного развития. И по состоянию на конец первого квартала 2012 года, она выпускалась в более чем 20 странах мира, а число держателей карт JCB достигло 77,46 млн, число торговых точек - 22.25 млн.

Держателями карт данного типа являются японцы, уровень жизни которых выше, чем у большинства жителей других стран, о чем можно судить по средним суммам списания средств с карты. Так, в США с карты JCB в среднем списывается сумма, вдвое превышающая аналогичный показатель для American Express, и почти в пять раз - чем у Visa. Таким образом, клиенты этой системы тратят больше, что безусловно выгоднее для всех участников рынка. О высоком статусе этой карты говорит и то, что для увеличения точек приёма карт JCB, компания заключила партнёрское соглашение именно с American Express, которая также в настоящее время активнее всего развивается в премиальном сегменте. Таким образом, в странах юго-восточной Азии, Австралии, а также собственно в Японии эти карты имеют примерно равные возможности.

В России карты JCB не выпускаются, однако в последние два года российские банки все чаще заявляют о начале приема карт японской платежной системы. В 2012 году Альфа-Банк приступил к предоставлению услуг интернет-эквайринга банковских карт, эмитированных JCB. А одним из первых партнеров, который осуществляет прием банковских карт JCB, стала российская авиакомпания ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии». В перспективе, присутствие данной платежной системы будет увеличиваться, и скорее всего именно в премиальном сегменте.

Более подробную информацию можно узнать из работы «Рынок банковских карт. Текущая ситуация и прогноз» компании Intesco Research Group.