Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
22 мая 2013

Любой каприз по вашей карте

В первом квартале 2013 года стало известно, что Минфин подготовил поправки к закону «О защите прав потребителей», которые обязывают с 1 января 2014 года продавцов товаров, услуг и работ принимать к оплате пластиковые карточки. Исключением будут лишь микропредприятия - торгово-сервисные организации, у которых выручка за прошедший год без учета НДС составляет 60 млн руб. Это делается для того, чтобы практика безналичного расчета вошла в повседневную жизнь россиян. Нужно сказать, что еще в статье 861 Гражданского кодекса была предусмотрена обязанность продавцов осуществлять безналичный расчет, но на практике это требование зачастую игнорируется.

В данном случае российских потребителей может ждать еще один не очень приятный сюрприз, потому что у банков комиссия по эквайрингу находится примерно на уровне 1,5%, и сетям, во исполнении закона придется прибегнуть к увеличению цен на те же 1,5%. Таким образом за повышение своей же финансовой грамотности россиянам вновь придется платить из своего кармана, вернее из своей карты. Однако процесс этот необходим, и необратим, так как от развития инфраструктуры приема банковских карт зависит и туристическая привлекательность страны. Пока в России похвастаться более менее развитой сетью торговых точек с функцией приема безналичных платежей могут лишь несколько городов миллионников, среди которых Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород. Эти города лидируют по абсолютному количеству организаций, принимающих к оплате банковские карты. В исследовании компании 2ГИС, был составлен топ-20 городов по доле фирм, принимающих к оплате пластиковые карты, от общего количества фирм, зарегистрированных в системе. Интересно, что Москва и Санкт-Петербург оказались лишь во второй десятке. Наиболее высокие показатели же (выше 20% фирм города) были зафиксированы в Сургуте, Ижевске, Нижневартовске, Воронеже и Архангельске.

Однако Россия нацелена развивать туризм и в других регионах страны. Так, по Европе уже давно можно путешествовать без наличных денег, только с банковской карточкой в кармане, потому что около 90% торговых точек осуществляют безналичный расчет. В России же, в лучшем случае, лишь каждая четвертая точка оборудована терминалами для приема карт.

Учитывая, что крупные торговые сети активно завоевывают региональные рынки, то вместе с ними, даже в небольших городах будут развиваться схемы безналичных платежей. Об этой зависимости также можно говорить, и судя по распространению международных и федеральных сетей. Так, по итогам 2011 года, согласно исследованию агентства «Магазин магазинов в ассоциации с CBRE», в России было представлено в 2,5 раза больше международных непродовольственных сетей, чем федеральных. Наибольшее количество международных сетей присутствует в трех федеральных округах России - Уральском, Приволжском и Южном, федеральные сети столь же активны и в Сибирском округе.

Что касается, регионального распределения, то Москва до сих пор является наиболее привлекательным городом для сетевой розницы. В равной степени интересны иностранным и российским ритейлерам Санкт-Петербург и Екатеринбург, занимающие второе и третье места соответственно.

Особенно в сегменте непродовольственной розницы российский рынок имеет очень низкую степень консолидации, отсюда огромный потенциал для развития сетевой розницы в регионах. Кроме традиционных платежных систем, на российском рынке предполагается создать собственную национальную платежную систему, которая бы позволила «выстроить собственную, неподконтрольную иностранным платежным системам, инфраструктурную сеть по денежным переводам между широким кругом российских участников». По проекту, предполагается, что к новой системе будут подключены банки, министерства и ведомства (в том числе ГИБДД и налоговые инспекции), ЕИРЦ, сотовые операторы и другие.

Более подробную информацию можно узнать из работы «Рынок банковских карт. Текущая ситуация и прогноз» компании Intesco Research Group.