За последние 2 года увеличение доходов россиян позволило покупать больше колбасных изделий, чем в период кризиса. Рост потребления колбас повлек за собой и постепенный рост объемов производства. Согласно исследованию «Рынок колбасных изделий в России 2009 - 2012 и прогноз развития до 2016. Слайд-статистика», по итогам 2012 года производство колбасных изделий в России увеличилось на 1,3% в натуральном выражении.
При рассмотрении квартальной динамики видно, что производство колбасы в России имеет сезонный характер. Максимальный выпуск колбасы в 2011 и 2012 гг. пришелся на 3 квартал, минимальный - на первый.
В структуре производства отечественной колбасы по видам в натуральном выражении в 2012 году лидирующее положение заняли фаршированные колбасные изделия - на их долю пришлось 67,8% всех колбасных изделий, выпущенных в России. Копченых колбасных изделий было выпущено более чем вдвое меньше - 28,6% от общего объема колбасного производства. Колбасные изделия из термически обработанных ингредиентов и кровяные колбасные изделия составили в совокупности 3,7% от произведенной в России колбасы.
Около 70% общероссийского производства колбасных изделий приходится на 3 федеральных округа: Центральный, Приволжский, Сибирский, при этом лидирующую позицию занимает Центральный ФО. В 2012 году в нём выпускалось около 40% всех колбас, причем доля Московского региона составляла более четверти от общероссийского выпуска колбасных изделий.
По итогам 2012 года импорт колбасных изделий в Россию снизился более чем на 20% в натуральном и стоимостном выражении. Такой резкий скачок вниз связан с уменьшением поставок колбас из Белоруссии (-47,7% относительно 2011 года), которая является главным поставщиком колбасных изделий в Россию. На 2 месте по объемам экспортных поставок колбасы в нашу страну находится Америка. При этом США занимают 5 место по объему экспорта в Россию в стоимостном выражении, что говорит о довольно низкой цене американских колбасных изделий.
В 2012 году экспорт колбасных изделий из России сократился на 1,4% в натуральном и увеличился на 7,1% в стоимостном выражении. Большая часть экспортных поставок отечественных колбасных изделий, как в натуральном, так и в стоимостном выражении по итогам 2012 года приходится на страны СНГ (90,2 % в стоимостном выражении).
С 2006 года лидером по импорту российских колбас в натуральном и стоимостном выражении является Казахстан. В 2012 году его доля в общем объеме российского экспорта составила 92,7% в натуральном выражении.
Доля колбасных изделий, поступающих на экспорт, в общем объеме отечественного производства невелика - 1,28% в натуральном выражении в 2012 году.
В течение 2010-2011 гг. объем рынка колбасных изделий в России рос значительными темпами, как в натуральном, так и в стоимостном выражении. В 2012 году объем российского рынка колбас продолжил расти (+0,9% в натуральном выражении относительно 2011 года). Максимальный объем рынка колбасы в 2011 и 2012 гг. зафиксирован в третьем квартале, а минимальный - в первом.
Последние 15 лет отрасль по переработке мяса в России была хорошо защищена от конкуренции с зарубежными производителями: ввозная пошлина составляла 25% стоимости продукта, но не менее 0,40 евро за килограмм. В результате импортная колбаса в среднем была дороже отечественной на 20-30%. Благодаря вступлению России в ВТО, начиная с 2013 года, пошлина будет постепенно снижаться до 0,25 евро за килограмм в 2015 году. С учетом того, что сырье в России дороже европейского на 25-35%, ценовая конкуренция сложится не в пользу отечественного производителя. Это приведет к резкому росту импорта и падению рентабельности отечественного свиноводства. По прогнозу компании «Экспресс-Обзор», рынок колбасных изделий в 2013 г. продолжит расти за счет значительного увеличения объема импортных поставок. В последующие три года тенденция к росту сохранится.