Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
31 мая 2013

Перспективные сегменты лизинга

На протяжении долгого периода локомотивом развития российского рынка лизинга был сегмент железнодорожного транспорта. Железнодорожная техника занимала стабильно высокую долю в общем объеме лизинговых сделок, причем, начиная с 2008 года, ее присутствие неуклонно росло.

В 2010-2011 гг. доли большинства других видов оборудования несколько сократились из-за опережающего роста доли железнодорожной техники. Стоит отметить, однако, что в крупнейших сегментах сокращение практически не затронуло грузовой автотранспорт, строительную и дорожно-строительную технику. Наиболее заметно сокращение отразилось на рынку легкового и авиационного транспорта.

Во второй половине 2012 года стало очевидно замедление роста сегмента железнодорожного транспорта. Железнодорожная инфраструктура не смогла вместить в себя образовавшийся профицит вагонов, и лизинговый рынок отреагировал на это незамедлительно. Рост числа сделок практически прекратился.

В 2013 году от рынка лизинга не стоит ждать активности, однако, драйверы роста все же можно обозначить. Это, в первую очередь касается сегментов легкового и грузового транспорта.

Лизинг грузового автотранспорта напрямую зависит от развития логистического рынка. Ввиду того, что логистические компании преимущественно занимаются перевозкой потребительские товары, развитие сегмента в значительной степени будет зависеть от изменения затрат на потребительские товары.

Однако, нельзя не отметить фактор риска. С одной стороны, в России активно развиваются региональные сети крупнейших ритейлеров, продолжают расти сектора-потребители (розничный товарооборот и услуги населению), с другой - существенно замедлился рост промышленного производства, инвестиций, строительства, что привело к замедлению общеэкономической динамики до 3,4% в 2012 году против 4,3% в 2011 году.

Спрос на легкий коммерческий транспорт в Москве подогревает запрет на движение крупнотоннажных грузовиков. Кроме этого, сегмент легковых автомобилей отличается от грузового транспорта сравнительно высокой стабильностью - большее число контрактов при их меньшей стоимости и сравнительно большее количество покупателей относительно равномерно распределяют спрос по рынку потенциальных лизингополучателей. Это позволяет ожидать, что в ближайшем будущем сегмент сохранит свою долю в общем объеме рынка лизинга.

О перспективах роста также можно говорить в сегментах авиатехники, строительной спецтехники, оборудования для пищевой отрасли, машиностроительного, дерево- и металлообрабатывающего оборудования.

Более подробную информацию можно узнать из работы «Российский рынок лизинга - 2013» компании Intesco Research Group.