Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
4 июня 2013

Российские и мировые тенденции рынка сладких газированных напитков

Лейтмотивом мирового рынка сладких газированных напитков стало сокращение сахара и искусственных ингредиентов. На сладкие газированные напитки приходится около 40% рынка безалкогольных напитков, но сладкая газировка теряет позиции, уступая место спортивным и функциональным напиткам. По прогнозам экспертов в 2014 г. на долю сегмента спортивных и энергетических напитков будет приходиться около четверти всех продаж.

Доля диетических и низкокалорийных напитков на рынке может достичь 15%. Сейчас на рынке доминируют такие вкусы, как кола, апельсин и лимон, но современный потребитель ищет новинки и готов воспринимать новые вкусы, в том числе смеси.

Проводниками новых тенденций становятся лидеры рынка. Крупнейшие производители имеют возможность экспериментировать с объемом и видом упаковки, вкусами и составом, чтобы привлечь новых потребителей. Например, компания Пепси запустила в США новый продукт Mountain Dew Kickstart - напиток для завтрака, содержащий сок и кофеин. Напиток позиционируется как замена утреннему кофе.

Проблема повышенного содержания сахара в газированных напитках особенно беспокоит жителей США - там производители переключаются на использование искусственных подсластителей, выпускают упаковки меньших размеров, чтобы сократить количество калорий на порцию. В Штатах потребление сладких газированных напитков в 2011 г. сократилось до минимального уровня за последние 15 лет, по сравнению с 2010 г. потребление снизилось на 1%. Сокращение потребления продолжается с 2005 г.: потребители выбирают альтернативные прохладительные напитки, такие как питьевую воду, соки, холодный чай. Но наибольший интерес к напиткам с пониженным содержанием сахара демонстрируют страны Латинской Америки.

В развитых странах основные тенденции в потреблении - это интерес к напиткам высокого качества с новыми вкусами в более удобной упаковке. В развивающихся странах растет интерес к брендированной продукции с высокой добавленной стоимостью, как к одному из способов соответствовать некоторому уровню жизни. Высокой остается конкуренция между глобальными и местными производителями.

Мировые гиганты во многих странах теряют долю рынка, Россия остается исключением для этой тенденции, хотя и здесь местные производители набирают силу благодаря нишевым продуктам. Для сохранения своих пошатнувшихся позиций на рынке безалкогольных напитков крупнейшие производители активно вкладывают деньги в рекламу и продвижение продукции.

Ключевые тенденции мирового рынка нашли отражение и в российской действительности - активно развивается сегмент здоровой продукции с пониженным содержанием сахара и калорий, в состав которой входят натуральные ингредиенты. Большинство производителей минеральных вод расширяют ассортимент за счет лимонадов на основе природных компонентов.

Что касается вкусов, то наблюдаются две противоположные тенденции: возврат к традициям и возрождение классических вкусов (которые рассматриваются потребителями как более здоровые и натуральные), и второе направление - это расширение ассортимента за счет новых, неожиданных, экзотических вкусов (например, кофейный, роза). В первую очередь, рост предложения в этой категории направлен на молодых людей, которые с готовностью пробуют новое. Как правило, это напитки средней и верхней ценовой категории.

Более подробную информацию можно узнать из работы «Рынок сладких газированных безалкогольных напитков: прогноз на 2013-2016гг.» компании Intesco Research Group.