В последние 3 года российский рынок сливочного масла был нестабилен. Согласно исследованию «Рынок сливочного масла 2012 и прогноз до 2016 года. Слайд-Статистика», по итогам 2011 года объем рынка в натуральном выражении вырос на 4% относительно 2010 года, а в 2012 году рынок сократился на 7% по сравнению с предыдущим годом, при этом уменьшилось как производство, так и импорт. Основными причинами сокращения стало уменьшение объемов среднедушевого потребления сливочного масла (-7% по сравнению с 2011 годом).
Большая часть выпуска сливочного масла приходится на Приволжский, Центральный и Сибирский федеральные округа. Их совокупная доля в структуре производства масла в России в 2012 году составила 77%.
Импорт сливочного масла составляет существенную часть российского рынка. В 2012 году на долю продукции иностранного производства пришлось более 1/3 от всего объема рынка в России. Однако по сравнению с 2011 годом доля импорта в объеме рынка уменьшилась, что, прежде всего, связанно с сокращением импортных поставок в 2012 году. Так, импорт масла по итогам 2012 года сократился в натуральном выражении на 13% относительно уровня 2011 года. В квартальной динамике видно, что сокращение импортных поставок наблюдалось в 1 и 2 квартале 2012 года, а в 3 и 4 квартале объем импорта масла вновь начал расти. Основной причиной роста импорта в этот период стало снижение ставок ввозных таможенных пошлин на сливочное масло, что обусловлено вступлением России в ВТО.
Экспорт сливочного масла занимает небольшую часть российского производства. В частности, в 2012 году доля экспорта в натуральном выражении составила 2%, что на 0,3 процентных пункта больше, чем в 2011 году. Увеличение доли экспорта в общем объеме российского производства связано как с ростом экспорта масла из России, так и с уменьшением внутреннего производства масла в 2012 году. Что касается динамики экспортных поставок, то по итогам 2012 года из России было экспортировано на 25% больше сливочного масла, нежели годом ранее.
В среднем по России в 2012 зафиксирован 2%-ый прирост потребительских цен на сливочное масло относительно 2011 года, в то время, как инфляция на продовольственные товары в 2012 году составила 7,5%. Таким образом, можно говорить о снижении реальной стоимости масла за 2012 год на 5,5%. Одна из основных причин сложившейся ситуации - снижение спроса на данный продукт.
В 2012 году объем потребления сливочного масла в натуральном выражении уменьшился на 7% по сравнению с 2011 годом. Одной из причин сокращения спроса на продукцию стало появление большого количества товаров-заменителей - продуктов-спредов, содержащих растительные добавки. Снижение потребления сливочного масла также обусловлено смещением потребительских предпочтений в сторону растительных масел.
Анализ данных оперативной статистики за первый первые 2 месяца 2013, показывает существенный рост импорта сливочного масла. По оценкам аналитиков компании «Экспресс-Обзор», в 2013 году ожидается 20%-ый рост импорта сливочного масла в Россию