По данным «Бизнес-плана АЗС (с финансовой моделью)» компании Intesco Research Group с 1-го января 2013 года все производимые и ввозимые на территорию России автомобили должны соответствовать классу Евро-4, однако возможно использовать шасси и базовые транспортные средства с сертификатами Евро-3, выпущенные до 31 декабря 2012 года.
На топливо первоначально планировалось ввести стандарт Евро-4 с 1 января 2010 года, но сроки были перенесены сначала на 2012 год, затем на 2014 год. Таким образом, до 31 декабря 2012 года действовал стандарт Евро-2, а с 1-го января 2013 все производимое топливо обязали иметь экологический стандарт не ниже Евро-3.
Москва же, с 1-го января 2013 перешла на стандарт Евро-4, предполагается, что в результате количество вредных выбросов при этом сократится с 900 тысяч до 850 тысяч тонн.
Экологический стандарт «Евро-3», регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах, был введен в странах Евросоюза еще в далеком 1999 году. Уже в 2005 году он был заменен на «Евро-4», а с 2009 года - на «Евро-5» и с 2012г. действует стандарт «Евро-6». Россия по плану перейдет на «Евро-5» с 2016 года. Такое отставание от стран ЕС сопряжено, в первую очередь, с ограниченными технологическими возможностями большей части российских нефтеперерабатывающих заводов и потребностью в их модернизации. А так же отставание автомобильного парка (большая часть выпускаемых сегодня в стране автомобилей соответствует стандарту «Евро-3»).
Для нефтеперерабатывающих компаний по-прежнему выгоднее первичная переработка нефти, поэтому чаще строят новые «простые» НПЗ или дополнительные мощности первичной переработки, а не финансируют обновление производства. Понимая, что модернизация нефтеперерабатывающих мощностей требует значительных инвестиций, неоднократно принималось решение о смещении даты введения более высоких стандартов автомобильного топлива. К тому же, в числе отстающих в деле модернизации НПЗ оказывались «Роснефть» и «Сургутнефтегаз».
Для стимулирования модернизации переработки были внедрены дифференцированные акцизы: акцизы на топливо «Евро-4» и «Евро-5» повышаются более низкими темпами, чем акцизы на «Евро-3». Плюс была введена налоговая система «60-66-90», в соответствии с которой экспортная пошлина на темные нефтепродукты выросла до 66% от пошлины на сырую нефть, сравнявшись с пошлиной на светлые нефтепродукты. Используя эти механизмы, компании, которые уже успели модернизировать свои мощности, могут показать лучшие финансовые результаты. Такую стратегию избрали практически все частные нефтяные компании. «Лукойл», являющийся на этом направлении лидером, перевел все свои российские заводы на производство «Евро-5» еще 1 июля 2012 года. В прошлом году начали производить топливо этого стандарта ТНК-ВР и «Газпром нефть» - последняя планирует полностью перейти на «Евро-4» и «Евро-5» в первом полугодии наступившего года. С середины 2012 года бензин «Евро-5» продается также на всех собственных АЗС «Башнефти».
Сейчас акциз на бензин стандарта «Евро-3» составляет 9750 рублей за тонну, «Евро-4» - 8560 рублей за тонну, «Евро-5» - 5143 рубля. То есть при продаже бензина «Евро-5» компания экономит на акцизных платах около трех с половиной рублей на литр по сравнению с «Евро-3».
По оценкам аналитиков в 2013г. цены на бензин будут расти примерно теми же темпами, что и в 2012г.