Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
22 августа 2017

Сарвер Султанов, генеральный директор «Рествелл Групп», о росте вопреки кризису и устойчивости высокой кухни

Агентство РБК Исследования рынков завершило обновление серии обзоров, посвященных анализу ситуации на рынке общественного питания. Опрос потребителей и ведущих игроков рынка не первый год позволяет нам объективно оценивать текущие тренды и тенденции, предоставляя актуальную и независимую статистику сотням компаний отрасли. В рамках подготовки новой серии обзоров рынка общественного питания экспертным мнением о развитии и перспективах отрасли, а также планами на 2017 год поделился Сарвер Султанов, генеральный директор ГК «Рествелл Групп»:

РБК Исследования рынков: 2015 и 2016 годы были сложными для российского ресторанного рынка. Как в условиях потребительского кризиса чувствует себя Ваш проект, и в целом каково настроение среди профессионалов, представляющих формат fine dining?

Экономический кризис отразился на всем российском общепите, с 2014 года только в Москве закрылось более 900 заведений. Однако ситуация в 2016 году начала стабилизироваться, рынок приспособился к кризису, пришел в себя после резких скачков цен в ответ на продуктовое эмбарго. Выжили сильнейшие, в выигрыше те, кто смог сохранить своих посетителей или привлечь новых. Потребительский кризис в меньшей степени сказался на ресторанах fine dining, чем, например, на заведениях со средним чеком 800 - 1500 руб., гости которых перешли в более бюджетный сегмент.

Китайский ресторан «Тан» работает как с китайскими, так и российскими производителями. Когда в условиях продуктового эмбарго произошел скачек цен на ряд российских продуктов, мы вынуждены были искать новых поставщиков, при этом на качестве закупаемых продуктов это никак не отразилось. Наши основные поставщики находятся в Китае, поэтому мы смогли сохранить уровень цен 2015 года, что также повлияло на приток новых гостей. На рынке Москвы ресторан «Тан» работает более 10 лет. За это время ресторан доказал свою жизнеспособность, подтверждением чему служит неизменный интерес публики, приходящей в ресторан, чтобы попробовать блюда китайской кухни или отведать закуски из морских обитателей, выбрав понравившихся в аквариуме, расположенном в центре одного из залов. Ресторан «Тан» часто посещают публичные люди, среди которых есть любимые всеми артисты театра и кино. Для ресторанов формат fine dining характерно особенное обслуживание -  например, у нас есть постоянные гости, которые не готовы менять свои привычки и вкусовые пристрастия. Если посетители привыкли заказывать устрицы, морские гребешки или утку по-пекински, то они и продолжат этим питаться. Поэтому какого-то серьезного оттока гостей мы не ощутили. Паназиатская кухня сейчас на пике популярности, и мы с оптимизмом смотрим в будущее.

РБК Исследования рынков: Каким для Вас был прошедший 2016 год? Каких успехов Вы достигли за минувший год, и над чем еще предстоит работать? Довольны ли финансовыми показателями, достигнутыми по итогам года?

2016 год для китайского ресторана «Тан» оказался достаточно динамичным. Несмотря на кризис, выручка увеличилась на 15%. Стоит отметить, что на постоянный поток гостей влияет: удачное расположение ресторана «Тан» - на первой линии, в центре столицы, рядом с метро Маяковская, разнообразная китайская кухня, наличие бесплатной парковки, концептуальный дизайн заведения, разработанный ведущим креативно-дизайнерским агентством Пекина. Ежегодно мы вносим обновления в интерьер ресторана, и 2016 год не стал исключением. Кроме того, в 2016 году произошли изменения в основном меню. Мы ввели множество новых интересных блюд китайской кухни.

РБК Исследования рынков: Какие изменения в потребительском поведении Вашей аудитории в 2016 году Вы наблюдали? И какие тренды, по вашему мнению, будут актуальны в 2017 - 2018 годах?

Ранок начинает оживать, появляются новые тренды в ресторанном бизнесе: открываются тематические рестораны, кафе-пекарни, недорогие кофейни, рестораны с региональной кухней, заведения быстрого питания, предлагающие доступные в ценовом плане морепродукты, большое внимание уделяется китайской и корейской кухням. По-прежнему в моде правильное питание, здоровая пища, и китайская кухня как нельзя лучше подходит для этого. Кухня Поднебесной по праву считается одной из самых древних и насчитывает свыше 3000 лет. Она пользуется популярностью во всем мире, благодаря вкусу, аромату, побору ингредиентов, сочетающихся между собой. В каждой провинции КНР существуют свои традиции приготовления еды, которые кардинально могут отличаться от соседнего региона. В августе 2017 года китайский ресторан «Тан» вновь собирается порадовать посетителей новым меню, которое сейчас разрабатывает наш шеф-повар Ню Хайтун. Нам всегда есть чем удивить наших гостей.

РБК Исследования рынков: Какие меры предпринимались для активизации потребительского спроса? Насколько они оказались эффективными?

В 2016 году мы учли пожелания гостей и ввели новый бизнес-ланч, что повлияло на увеличение аудитории ресторана в дневные часы. В условиях экономического кризиса мы пошли навстречу организаторам банкетов, и в некоторых случаях разрешаем принести напитки с собой. Банкетный зал китайского ресторана «Тан» с отдельным входом часто используют для проведения деловых обедов или ужинов. Зал оснащен плазмами и хорошим звуком, что весьма удобно для демонстрации презентаций.

РБК Исследования рынков: Как Вы оцениваете успехи и перспективы импортозамещения на рынке в целом и в рамках Вашего бизнеса в частности?

С введением эмбарго в ответ на санкции западных стран, импортозамещение становится первостепенной задачей нашей страны, особенно в области сельского хозяйства. Это механизм, позволяющий обеспечить продовольственную безопасность России, стимулирующий отечественное производство.

Россия снизила импорт продовольствия с 2014 года с 60 до 20 млрд долларов. Начало положено, сегодня можно видеть, как отрасли пищевой промышленности и сельского хозяйства развиваются. Предприниматели с энтузиазмом стремятся занимать освободившиеся ниши. Сетевики значительно охотней, чем ранее, берут на реализацию продукцию среднего и малого бизнеса. По данным Министерства сельского хозяйства, отечественные продукты сейчас занимают 80-90% ассортимента в магазинах. Мы должны стремиться развивать внутреннюю конкуренцию для дальнейшего развития и выхода на зарубежные рынки, не забывая о качестве продуктов. Сегодня уже видны успехи в области молочного и мясного производства, развивается тепличное овощеводство, работают программы государственной поддержки, растет объем кредитования предприятий агропромышленного комплекса. Но есть и моменты, тормозящие процессы, например, осторожные действия инвесторов в связи с отсутствием понимания сроков отмены эмбарго, недостаток у фермеров собственных оборотных средств, а для многих - слишком высокие кредитные ставки, рост тарифов и цен на технику, расходные материалы. На развитие сельского хозяйства в стране влияет и снижение потребительской активности населения, невысокий уровень оплаты труда в сельскохозяйственной отрасли, недостаточная модернизация технической базы и т.д.

Китайские рестораны оказались менее всего зависимы от западных поставщиков. Закупки продуктов мы осуществляем в России и Китае. Наметилась положительная динамика в потреблении россиянами рыбных блюд - это тренд современного времени. В ресторане «Тан» гостям предлагается большое количество блюд из рыбы и морепродуктов, поэтому развитие аквакультуры, наращивание отечественного производства ценных морепродуктов (мидий и устриц в Азово-Черноморском бассейне) интересно российским рестораторов.

РБК Исследования рынков: Какие модные тенденции в сфере общественного питания получили развитие в прошедшем году? Приходилось ли Вам корректировать меню ресторана?

К модным современным тенденциям можно отнести и особый акцент, который делается на натуральность и свежесть продуктов. Так, при ресторанах стали появляться мини-сады, где выращиваются овощи и зелень, в заведениях все больше появляется аквариумов с морепродуктами. Вызывают интерес у населения гибридные варианты блюд, например, суши-бургер, рестораны с монопродуктом, наблюдается активное развитие вегетарианской и веганской кухонь, во многих заведениях делается основной упор на приготовлении блюд на гриле и на пару. В большинстве этих трендов явно прослеживается интерес к здоровому питанию, постепенному сокращению мясных ингредиентов и увеличению рыбных и овощных продуктов. Китайская кухня весьма разнообразна, она включает множество овощных и злаковых культур, морепродуктов, продуктов животного происхождения, специй. Меню в ресторане «Тан» обновляется ежегодно. Например, в 2017 году мы ввели новое сезонное меню, позволяющее попробовать популярные блюда из разных провинций Китая. Такое погружение в культурно-исторические традиции Китая наши гости восприняли с большим энтузиазмом.

РБК Исследования рынков: Какой Вы видите роль интернет-технологий для развития бизнеса? Планируете ли Вы внедрение новых IT-решений? Считаете ли социальные сети важным маркетинговым инструментом?

Социальные сети - один из главных и недорогих инструментов для коммуникации с целевой аудиторией. Это популярные ресурсы, где публикуются различные акции и новинки, интересные для поклонников наших блюд. Там мы оперативно рассказываем о деятельности ресторана, показываем работу поваров, мастер-классы.

РБК Исследования рынков: В последние годы можно наблюдать увеличение популярности услуги по доставке готовой еды домой или на работу. Планируете ли вы развивать данную услугу?

Мы активно работаем над развитием доставочного бизнеса. Сегодня китайская еда пользуется невероятной популярностью у офисных работников. Китайская кухня разнообразна и нравится всем, здесь нет возрастных границ или делений по национальному признаку. Готовая китайская еда в коробочках доставляется как в офисы, так и на дом. У горожан все меньше времени остается на приготовление пищи, поэтому столики в нашем ресторане не пустуют. Для тех, кто не может потратить время на дорогу, служба доставки всегда привезет горячую и вкусную еду. Кроме того, китайский ресторан «Тан» также организовывает фуршеты для крупнейших компаний России. Мы знаем, как вкусно приготовить и организовать оригинальный шведский стол.