Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
22 августа 2013

Промышленность строительных материалов: инвестиционная привлекательность цементной отрасли

Цементная промышленность России в последние годы активно развивается, модернизируются производственные мощности, о чем констатируется в исследовании «Российский и мировой рынок цемента - 2012». Растущий спрос на данный вид строительного материала предъявляют южные регионы страны, причем связано это не только с всемирными олимпийскими играми, которые пройдут в 2014 году в г. Сочи, но и в целом, с развитием регионов СКФО, которые взяли курс на восстановление экономики и собственной промышленности. В южных округах Российской Федерации есть свои особенности потребления строительных материалов. На сегодняшний день, высокий спрос юга России на цемент частично удовлетворяется импортными поставками, что обусловлено расположением грузовых портов, которые позволяют доставлять цемент по воде. Таким образом, именно через южные порты наиболее вероятна опасная конкуренция со стороны импортных поставщиков. Новороссийский морской торговый порт тесно сотрудничает, и с каждым годом увеличивает объемы перевалки грузов, с турецкой компанией Çimsa - одним из крупнейших в Европе производителей белого и серого цемента. В свою очередь, Çimsa за свой счёт смонтировала на причале Новороссийского судоремонтного завода установку по выгрузке белого и серого цемента, который из Новороссийска напрямую доставляется в Сочи, снижая долю основного поставщика - «Новоросцемента». По мнению экспертов рынка, российский рынок белого цемента очень интересен зарубежным производителям, а Новороссийский порт - единственный отечественный порт на Черном море, который осуществляет перевалку этого вида грузов.

Еще одним логистическим плюсом для зарубежных компаний стал запуск Имеретинского грузового порта, что позволило доставлять цемент непосредственно на олимпийские стройки. Учитывая, что турецкий цемент в среднем на 250-300 руб/т дешевле продукции российских производителей, это зачастую является решающим фактором при выборе поставщика. С учетом того, что зарубежные компании на много раньше провели модернизацию своих мощностей, многие из них уже полностью окупили свои вложения, соответственно себестоимость цемента у них заметно ниже, чем у российских производителей.

В России инвестиционная привлекательность цементной промышленности начала проявляться относительно недавно. Средства в данный сектор вкладывают не только крупные цементные холдинги, но и крупные девелоперские компании предпочитают иметь собственные заводы по производству строительных материалов. В создании цементных заводов на территории РФ заинтересованы китайские, корейские компании.

Однако сейчас, речь идет не просто о финансовых вложениях в выпуск цемента, а в качественное развитие отрасли. В последние годы сооружаются все более сложные объекты - высотные, подземные здания, и увеличиваются требования к сейсмостойкому строительству. Возникает потребность в высокомарочных цементах с улучшенными качествами.

Наиболее емкими сферами потребления цемента являются жилищное и дорожное строительство. Они предъявляют устойчиво растущий спрос и формируют более 95% в структуре потребления. К 2020 году доля дорожного строительства может заметно увеличится по отношению к 2011 году, чему будут способствовать программы строительства дорог с цементобетонным покрытием, а также развитие инфраструктуры железных дорог. Этот сегмент в будущем может стать еще одним крупным потребителем цемента.

Автор исследования: Intesco Research Group.