По расчетам ЭКЦ «Инвест-Проект», за 2015 год объем рынка товаров для праздника в Москве, или сумма затрат покупателей на пати-товары, составил 240 млн руб. При этом емкость московского рынка оценивается экспертами в 2 млрд руб. в год.
2014 - 105 млн руб.
2015 - 240 млн руб.
2016 (прогноз) - 510 млн руб.
2017 (прогноз) - 910 млн руб.
2018 (прогноз) - 1350 млн руб.
В 2015 году в Москве открылись рекордные 9 магазинов «Веселая Затея», в 2014-ом – 5 магазинов, в 2013-ом – 3 магазина. Некоторые переезжали, но ни один не закрылся. С начала текущего года открылось еще два магазина – в Митино и в Свиблово. Итого, сегодня в московской агломерации под ярким брендом «Веселая Затея» работает 33 магазина.
2014 - 5,3%
2015 - 12,0%
2016 (прогноз) - 26%
2017 (прогноз) - 46%
2018 (прогноз) - 68%
Практически любой потребительский рынок можно считать насыщенным, когда он занят более чем на 70-75% от своей емкости. По итогам 2014 года насыщенность московского рынка товаров для праздника составляла немногим более 5%, а по прогнозу на 2016 года – почти 26%. При такой динамике насыщенность рынка уже в 2020 году может преодолеть критическую отметку в 90%.
2014 - 1 895 млн руб.
2015 - 1 760 млн руб.
2016 (прогноз) - 1 490 млн руб.
2017 (прогноз) - 1 090 млн. руб.
2018 (прогноз) - 650 млн руб.
Если в 2014 году свободная часть рынка, то есть, разница между емкостью и объемом, составляла порядка 1,9 млрд руб. в год, то уже в 2018 году новым участникам достанется пирог размером в 650 млн руб. в год. Тем не менее, этот рынок еще долго будет привлекательным для инвестиций: стоимость входа, согласно «бизнес-плану розничного магазина по франшизе в Москве», подготовленному экспертами ЭКЦ «Инвест-Проект», оценивается в 2 млн руб., (что сопоставимо со стоимостью иномарки бизнес-класса), а срок окупаемости - короткий – в среднем от 6 до 12 месяцев. С насыщением рынка конкуренция будет только возрастать, а места для новых игроков будет оставаться все меньше.
Ассортимент «Веселой Затеи» - это товары для проведения дней рождений, свадеб, карнавалов, юбилеев, вечеринок и прочих мероприятий: самые разнообразные шары, в том числе готовые гелиевые шары и оборудование для наполнения шаров гелием, различные сопутствующие товары для проведения праздников, сладости и товары массового спроса в прикассовой зоне.
Руководитель отдела франчайзинга ЗАО «Европа Уно Трейд» Татьяна Чмелева отмечает специфику бренда: «Его начинают хотеть, когда в него попадают». Ядро целевой аудитория бренда – дети в возрасте от 3 до 30 лет, а также их мамы, которые до сих пор не очень ориентируются в ассортименте и тех возможностях, которые открываются для проведения семейных праздников и ярких мероприятий. Изначально оптовый дистрибьютор американской продукции, ЗАО «Европа Уно Трейд» активно развивается за счет своей франчайзинговой программы не только в Москве, но и в регионах России, соседних странах. Сегодня под брендом «Веселая Затея» работает 173 магазина. Особенность этой программы в том, что до настоящего времени по франшизе не взимаются роялти, а паушальный взнос в незначительном для первоначальных инвестиций размере 50 тыс. руб. направляется на всестороннюю маркетинговую и медийную поддержку франчайзи. Неоднозначной, однако, выглядит поддержка франчайзи в сети Интернет за счет выделения собственных магазинов и магазинов, работающих по франшизе. Распространение ассортиментной матрицы по сети также несет остатки былой логики оптовика, разделяя единую сеть на «своих» и «чужих». Но сегодня, на фоне активного насыщения рынка, стратегической задачей становится внедрение программ лояльности, единых маркетинговых программ, инвестиций в продвижение федерального бренда, привлечение внимания неохваченной части населения к рынку, развитие пати-культуры в России.
Наибольшим риском развития «Веселой Затеи» являются ценовые войны, вместо которых нужна консолидация. С развитием пати-рынка товары для праздника различных производителей проникают в неспециализированные магазины – сетевой продуктовый ритейл и магазины детских товаров – «Metro C&C», «Ашан», «Окей», «Детский мир», «Кораблик» и т.д. Тем не менее, даже при большом ценовом давлении на поставщиков, они имеют крайне ограниченный ассортимент и не могут позволить себе персональных продаж.
Но у рынка пати-товаров есть еще одна любопытная особенность. Как говорит генеральный директор ООО «ПАТИ ТРЕЙД» Дмитрий Золотухин («Веселая Затея» - ул. Снежная, 26): «Чем темнее времена, тем ярче праздник. Тем более праздник, сделанный своими руками и для самых близких». При этом анализ распределения денежных доходов населения Москвы за 2008-2016 гг. показывает, что по итогам 2016 года можно ожидать пусть небольшой, но рост реальных доходов москвичей. «Совокупный денежный доход населения Москвы оценивается нами почти в 12 трлн руб. в год, на таком фоне пати-рынок это капля в море» - анализирует директор ЭКЦ «Инвест-Проект» Алексей Лумпов. Важно отметить и то, что экстенсивное развитие любого потребительского рынка неизбежно влечет по инерции к увеличению его емкости.
По мнению Татьяны Чмелевой, усиления конкуренции в Москве за счет открытия крупных магазинов в ближайшее время не ожидается: «Покупателю еще долго не будет нужно 5000 кв. м. К тому же, у нас нет западного опыта, а у западных компаний нет понимания специфики нашего рынка». Тем не менее, «выход на российский национальный рынок крупного игрока, например, PartyCity в формате гипермаркетов, подвергнет бизнес-модель «Европы Уно Трейд» жесткой проверке как дистрибьютора AmScan, Qualetex и т.д. и заставит вступить в конкурентную борьбу с американскими праздничными магнатами уже на своем поле, в рознице, на равных», - уверен Алексей Лумпов. В конечном итоге, такое развитие событий пойдет на пользу и участникам рынка, и покупателям.