Согласно исследованию «Рынок IT-услуг. ИT-аутсорсинг» большую часть потребителей рынка ИТ в России составляют корпоративные клиенты, хотя доля частных мало им уступает. ИТ-рынок во многом начинает развиваться за счет малого и среднего бизнеса. Еще один растущий сектор потребителей услуг ИТ - государственные учреждения, однако там отмечается увеличение конкуренции.
Традиционные потребители в этой отрасли - операторы связи, нефтегазовые предприятия и финансовый сектор. Однако все чаще клиентами становятся розничные сети, производственные компании, а также государственный сектор. Среди продуктов, показывающих рост - оптимизация бинес-процессов, аутсорсинг, Saas, визуализация.
По данным Росстата, почти две трети организаций (61,9%) в 2011 г. использовали электронный документооборот. Другие специальные программные средства были менее распространены.
Среди специализированных систем отметим ERP-системы (специализированный пакет прикладного программного обеспечения, обеспечивающего общую модель данных и процессов для всех сфер деятельности компании) и CRM-системы (прикладное программное обеспечение для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками)
Наибольшей популярностью пользовались программные средства для управления закупками - их использовали 36,1% организаций, четверть применяла средства для управления продажами товаров и услуг. ERP-системы использовали всего 6,2% организаций, что на 1,1 п.п. больше, чем в 2010 г. CRM-системы использовали 4,6% организаций их доля за год увеличилась на 0,5 п.п.
Наиболее активно специализированными системами пользуются в Москве и Московской области и Санкт-Петербурге. Но и там доля организаций, использующих ERP, не превышает 20%. В среднем по России ERP-системы используют около 6-7% компаний.
CRM-системы наиболее активно используются в Уральском, Центральном и Северо-Западном округах, в частности, в таких регионах как Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Рязанская область, Тюменская область, Свердловская область. В среднем по России в 2011 г. CRM-системы использовались в 5% организаций. В этих регионах доля компаний, внедривших CRM-системы составляла от 6 до 15%.
Автор исследования: Intesco Research Group.