Продукты быстрого приготовления так прочно вошли в жизнь людей, что теперь это не просто еда в условиях жесткого ограничения времени и средств, а практически заменитель полноценной пищи: их употребляют как во время завтрака (каши), так и обеда (пюре, готовые супы), ужина (готовые вторые блюда). Сегментация рынка произошла и по ценовому признаку: от эконом категории (сухой бульонный кубик, лапша быстрого приготовления) и заканчивая классом «премиум» (так называемые «готовые обеды»). Премиальный сегмент зачастую связан с процессом производства готовой продукции.
Больше всего на российском рынке дегидрированных продуктов быстрого приготовления (ПБП): лапша, картофельное пюре, каши. Популярность этого способа приготовления объясняется относительной дешевизной, однако при такой термической обработке влага испаряется, разрушается клеточная основа и меняется консистенция и вкус продукта. В свою очередь, производители для улучшения вкусовых качеств добавляют в него различные ароматизаторы и связующие вещества. В данном сегменте прослеживается достаточно высокая насыщенность, а постепенное смещение интереса потребителей к здоровому питанию обуславливает рост присутствия на рынке сублимированных продуктов. Данная тенденция напрямую связана с ростом премиального сегмента ПБП. В более дорогих готовых обедах как признак натуральности, подчеркивается использование «сублимированного» мяса, овощей. Готовые супы и заправки для их приготовления, вторые блюда с мясными наполнителями, в современных условиях жесткой нехватки времени становятся все более востребованными.
В первом полугодии 2013 года в России было выпущено 14 429 т сухих супов и бульонов, в аналогичный период предыдущего года произведено 16 829 т продукции. Таким образом, за год российские производители снизили производственную активность на 14,6%. Спад объемов выпуска на 19% отмечается и в сегменте сухих каш: с 5 068 т в 1 полугодии 2012 года до 4 106 т в 1 полугодии 2013 года.
Кроме сублимации и дегидратации, на рынке продуктов быстрого приготовления, активно стал применяться способ пастеризации. Его используют преимущественно в продуктах премиального сегмента (готовые обеды). В них добавляют натуральное, в основном куриное, мясо, и такие блюда не требуют заморозки, их можно хранить при комнатной температуре.
Российский потребитель становится более разборчивым в пищевых ингредиентах и добавках, и предъявляет более высокие требования к «полезности» продукта. В связи с этим, ожидается, что в среднесрочной перспективе, основными способами в производстве продуктов быстрого приготовления станут мясная консервация, шоковая заморозка и асептическая вакуумная упаковка. По большей части это касается готовых обедов на основе натурального мяса: блюда с гарнирами и заправками, готовые супы и др.
С другими тенденциями рынка продуктов быстрого приготовления подробнее можно познакомиться в исследовании компании Intesco Research Group «Российский и мировой рынок продуктов быстрого приготовления».