Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
10 июля 2014

Ритейл и интернет торговля в России по итогам 2013 года и 1 квартала 2014 года

По данным исследования Центра Стратегических Исследований Enter и компании Google «Розничная торговля и онлайн ритейл в России по итогам 2013 года и 1 квартала 2014 года» больше всего в интернете пользователи ищут электронику, одежду и обувь - число поисковых запросов товаров этих двух сегментов приблизительно равно количеству поисковых запросов других товарных сегментов: бытовой техники, товаров для детей, DIY, Авто-товаров, товаров для дома, мебели, товаров для спорта и отдыха, зоотоваров, ювелирных украшений и часов. Однако покупательский интерес к товарам в интернете неуклонно смещается с электроники и одежды: наибольший рост числа запросов дали небольшие по объему рынка товары: зоотовары, ювелирные украшения и товары для детей, увеличившись на 36%, 31% и 30% соответственно, в то время как прирост электроники составил всего лишь 12%.

В целом интернет-коммерция и в частности онлайн-ритейл продолжают уверенно расти и развиваться - суммарная выручка ТОП-30 онлайн-ритейлеров, полученная через интернет-канал, составила более 180 млрд. рублей по итогам 2013 года, что составляет около трети объема рынка e-commerce в России по итогам 2013 года, а общее количество интернет-пользователей в России увеличилось на 7% за 2013 год до 68,7 млн. человек.

Повышается проникновение интернет ритейлеров по всей России: в топ-5 городов по развитости доставки онлайн-ритейлерами вошли: Москва, Самара, Казань, Санкт-Петербург и Краснодар - в данные города доставляет в среднем 96% Интернет-магазинов. Кроме того онлайн-ритейл оказался самым привлекательным сегментом e-commerce для инвестиций за 2013 г.: объем средств, привлеченных в компании данного сектора, составил около 58% общей суммы сделок в e-commerce или приблизительно 7 млрд. руб.

Однако темп роста розничной торговли в России в целом (и онлайн и офлайн продаж) продолжает снижаться: с 12,0% в 2012 году до 10,7% по итогам 2013 года. Тем не менее аналогичное снижение темпов роста ритейла зафиксировано и в других развитых и развивающихся экономиках по итогам 2013 года: в Китае (с 25,2% до 13,7%), Бразилии, (с 12,3% до 11,9%), Турции (с 13,2% до 9,7%), ЮАР (с 8,7% до 6,8%), США (с 4,6% до 4,2%) и Евросоюзе (с 1,0% до 0,4%). Наиболее ощутимое снижение уровня потребления в России сказалось на обороте непродовольственного ритейла в России, темп роста которого снизился с 14,3% в 2013 году до 9,7% по итогам 2013 года с учетом авто и бензина и с 13,4% до 8,9% без учета авто и бензина. По итогам 1 квартала - снижение темпов роста розничной торговли еще более существенное: для non-food товаров без авто, бензина c 9,9% в 1 кв. 2013 года до 6,2% в 1 кв. 2014 года.

Лидерами роста фактического объема розничных продаж в России (в деньгах с учетом инфляции) в непродовольственном ритейле по итогам 2013 г. стали категории «Спортивные товары», «Автозапчасти» и «Парфюмерия и косметика», увеличившись на 18,8%, 14,8% и 13,5% соответственно.

Лидерами роста потребления (роста физического объема розничных продаж без учета инфляции) - в непродовольственном ритейле по итогам 2013 г. стали категории «Спортивные товары», «Бытовая техника и электроника» и «Парфюмерия и косметика», увеличившись на 10,0%, 7,3% и 6,6% соответственно. Самое значительное сокращение роста потребления наблюдалось в категориях «Часы», «Одежда и обувь» и «Товары для дома», увеличившись на -1,0%, 3,0% и 3,5% соответственно.

Из топ-10 регионов России по обороту непродовольственной розничной торговли (без учета Москвы и Санкт-Петербурга) быстрее всех в 2013 году развивались Самарская область (8 место по обороту non-food торговли, +20,8% прироста), Тюменская область (5 место, +15,3%) и Республика Башкортостан (7 место, +14,2%).