Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
14 октября 2013

Рынок тарного картона в России 2013: производство медленно, но верно растет

Рынок гофропродукции напрямую зависит от рынка тарного картона. Во-первых, именно тарный картон, в состав которого входит картон для плоских слоев и бумага для гофрирования, является сырьем для производства гофрокартона, который затем перерабатывается в гофротару. Во-вторых, отсутствие у большинства крупных игроков рынка гофропродукции России собственной сырьевой базы (производства тарного картона), полностью или частично покрывающей потребность в сырье, ставит их в прямую зависимость от производителей тарного картона. И, в-третьих, высокая концентрация рынка тарного картона России, при которой более 40% объемов производимой продукции приходится на две компании - Архангельский ЦБК и предприятия группы «Илим», делают зависимость производителей гофроупаковки от поставщиков тарного картона практически кабальной.

Согласно исследованию «Рынок гофроупаковки в России 2013: итоги 2012 и 1 пол. 2013, прогноз до 2017», производство тарного картона с 2003 по 2012 год увеличилось почти в 1,5 раза. На протяжении этого периода объемы производства сначала росли, однако вследствие случившегося кризиса, в 2009 году произошел спад. И только в 2012 году объемы производства тарного картона достигли докризисных показателей и превысили их. Абсолютным лидером в структуре российского производства является Северо-Западный ФО. Доля тарного картона, произведенного в этом округе, в общероссийском производстве составила 49,6% по итогам 2012 года. Именно в СЗФО находятся заводы лидеров России в производстве картона: Архангельского ЦБК, Филиал ГК Илим в Коряжме, АО "Монди Сыктывкарский ЛПК". Второе и третье места занимают Приволжский и Сибирский федеральные округа соответственно. Совокупно три региона-лидера производят 85,2% всего российского тарного картона.

Важным показателем для рынка гофропродукции является стоимость тарного картона, так как именно она определяет цены на гофрокартон и, как следствие, на гофроупаковку. После кризиса, на протяжении 2010-2011 года цена тарного картона росла очень высокими темпами (так, в 2011 году тарный картон подорожал на 31%), пока в 2012 году она, наконец, не стабилизировалась на отметке приблизительно в 21 000 рублей за тонну.

По итогам 2012 года лидерство среди заводов-производителей тарного картона сохранил за собой Архангельский ЦБК, доля которого в общем объеме производства, по оценкам аналитиков «Экспресс-Обзор», составила 17%. Второе место принадлежит филиалу группы ИЛИМ в Коряжме.