Частота покупок россиян в Интернете свидетельствует о том, что формат стал привычным для потребителя, а офлайн- и онлайн-шопинг - взаимодополняющими. По данным исследовательской компании Mix Research, 44% россиян покупают товары через Интернет1, из них 6% также приобретают продукты питания. Даже несмотря на довольно скептический на сегодняшний день настрой потребителя в отношении покупки продуктов питания в Интернете, все же можно говорить о тенденции «постепенной адаптации». Что думают россияне о перспективах развития данного сегмента?
Почему Интернет – не вариант?
Для россиян, отказывающихся от покупок онлайн, основными причинами являются: отсутствие возможности оценить товар вживую, померить - в случае одежды или обуви, а также недоверие к работе онлайн-сервисов. Первая причина характерна как для молодежи, так и для более старшего поколения. Для жителей городов с численностью от 250 тыс. до 1 млн еще одним барьером на пути к онлайн-шопингу встают отсутствие технической возможности и навыков использования различных интернет-сервисов.
В качестве основных причин отказа от покупок продуктов питания в Интернете, помимо выше изложенных, россияне называли «наличие розничных магазинов в шаговой доступности», где совершать покупки, по их мнению, привычнее, проще, быстрее.
Я в целевой группе?
Покупатели в Интернете - это в основном молодые люди, а также представители средней возрастной группы, чей месячный доход на одного члена семьи выше 25 тысяч рублей. Что касается частоты покупок онлайн, то 48% интернет-покупателей приобретают товары таким образом раз в месяц и чаще (Рисунок 1).
Рисунок 1. Частота совершения покупок онлайн, % от опрошенных интернет-покупателей
Отдельно хотелось бы остановиться на жителях Северной столицы: для петербуржцев в наибольшей степени свойственно покупать в Интернете, чем для жителей других городов. Также доля интернет-покупателей здесь за последние пять лет увеличилась на целых 15 процентных пунктов, достигнув уровня в 61% (Рисунок 2).
Рисунок 2. Доля интернет-покупателей, % от общего числа опрошенных
ГДЕ и ЧТО покупают?
Наиболее популярные интернет-площадки для совершения покупок - «Aliexpress» (23% опрошенных интернет-покупателей), «Юлмарт», «Оzon.ru» и «Lamoda» (по 6% каждый)2.
Самые популярные категории товаров для покупок в Интернете – это одежда (46% опрошенных), бытовая техника (40%), авиа- и ж/д билеты (31%) и электроника (28%). Одежду через Интернет чаще всего покупают женщины, а также молодые люди 18-24 лет, бытовую технику – респонденты 25-34 лет, электронику – мужчины, а также россияне в возрасте от 35 до 44 лет (Рисунок 3).
Продукты питания онлайн приобретают 6% интернет-покупателей.
Рисунок 2. Список товаров, покупаемых через интернет в разбивке по полу, % от опрошенных интернет-покупателей
И что дальше?
Что касается будущего, то 24% интернет-покупателей планируют в дальнейшем приобретать продукты питания онлайн (Рисунок 3).
Рисунок 3. Планы на покупку продуктов питания в Интернете, % от опрошенных интернет-покупателей
По мнению россиян, в ближайшие несколько лет произойдет заметный скачок в развитии интернет-магазинов продуктов питания. Даже те, кто еще не готов или готов, но не успел набраться опыта в приобретении продуктов онлайн, убеждены, что это направление является перспективным. Безусловно, здесь стоит обратить внимание на ту категорию населения, которая идет в ногу со временем, которая на «ты» с современными технологиями.
«В нашей стране это направление, безусловно, развивается, будет увеличение продаж. Есть масса плюсов таких, как оперативность и широкий выбор. Если будет быстрая и удобная доставка, то это будет лучший альтернативный вариант обычным магазинам. Это характерно, скорее, для молодежи и людей среднего возраста. Старший возраст не берем в силу того, что не все умеют работать в Интернете, и что есть привычка ходить в магазин, привычка уже неизменная, выработанная в течение жизни» (Елена, 41, Санкт-Петербург)
«Поколение NEXT, дети, которые выросли с iPhone, будут покупать продукты в Интернете. Поколение 90-х и старше - не готовы, поскольку не все готовы рискнуть, то есть сделать этот первый заказ. Проще приехать и купить на месте. Это кажется «диким» для взрослых людей» (Сергей, 26, Санкт-Петербург)
Онлайн-торговля демонстрирует впечатляющие показатели развития в самых различных сегментах рынка. Правда, продукты питания пользуются особенным недоверием среди онлайн-покупателей: 41% опрошенных совершенно не доверяют такому формату покупок. При этом результаты исследования демонстрируют открытость и готовность жителей крупных городов к покупкам продуктов питания на официальных сайтах привычных им офлайн-магазинов. Такой вариант потребители сочтут интересным при условии сохранения уровня розничных цен, ассортимента, условий хранения продуктов.
Особенно важно отметить, что мысль о переходе на совершенно новые покупательские стратегии все же присутствует в сознании потребителя. Остается понять, что же должно произойти, чтобы эта мысль стала реальностью?
1 Исследование было проведено среди жителей городов России с населением более 100 тыс. человек в возрасте от 18 до 64 лет, ответственных за принятие решения о покупке основных продуктов питания для домохозяйства (полностью или в равной степени с другими членами семьи). Опрос проводился в 52 городах России с учетом размера города, федерального округа и размера половозрастных групп методом телефонного интервью. Всего было опрошено 1022 человека, среди них 453 человека совершают покупки в Интернете.
На втором этапе в августе 2016 года компаний Mix Research было проведено качественное маркетинговое исследование на тему «Отношение россиян к покупке продуктов питания через Интернет». В рамках исследования было собрано 28 глубинных телефонных интервью, участниками которых стали мужчины и женщины, жители городов России с населением более 100 тыс. человек в возрасте от 18 до 56 лет, ответственные за покупку продуктов питания для домохозяйств и имеющие опыт покупок продуктов питания через Интернет.
2 Список интернет-магазинов не зачитывался.