Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
28 октября 2013

Спасение машиностроения – в делегировании компетенций

Что такое «кузнечный аутсорсинг» и как он помогает отечественным машиностроителям

Как раньше

Не секрет, что большинство отечественных машиностроительных предприятий родом из СССР. Это огромные производственные конгломераты, построенные по принципу «замкнутого цикла», при котором машиностроительный завод фактически объединял несколько производств: литейное, кузнечное, штамповое, механическую обработку, сборку и др. Иными словами, чтобы объединить все этапы производства машины под одной маркой, советские власти строили сразу несколько заводов, и все они обслуживали единственного заказчика. Эта модель была удобна и жизнеспособна в условиях плановой экономики, всеобщей государственной монополии и, соответственно, всеобъемлющего госзаказа. В ряде западных стран такой подход тоже применялся, в позапрошлом и прошлом столетиях, но от него отказались ещё до развала Советского Союза. В России же, к сожалению, подобная производственная система популярна и сейчас, многие лидеры машиностроения используют её, не смотря на очевидно низкую эффективность.

Цивилизованный путь

В Европе и США производители автомобилей и другой техники более 20 лет назад выбрали более эффективную модель работы, сосредоточившись на ключевой компетенции, а именно - сборке, передав остальные производственные переделы на аутсорсинг, то есть, фактически стали закупать комплектующие у поставщиков, специализирующихся на соответствующих операциях. Это дало быстрый положительный эффект, выразившийся в экономии ресурсов, росте производительности и повышении качества конечного продукта. Сегодня так работают все мировые лидеры машиностроения.

Перемены неизбежны

Сегодня на территории бывшего СССР работает более 300 кузнечных цехов, суммарно они выпускают не более 800 тысяч тонн поковок в год. Большинство из этих производств находятся на грани банкротства, выпуская неконкурентоспособную продукцию по нерентабельным ценам, чтобы хоть как-то загрузить оборудование, на ремонт и модернизацию которого нет средств, и персонал, который едва ли представляет, что значит ISO 9001. Рост у таких кузниц наблюдается лишь по двум показателям: кредитное бремя и расходы собственников.

В то же время в США 100 специализированных кузнечных компаний (аналогичных ЧКПЗ) ежегодно вместе производят 3 млн. тонн продукции - почти в 4 раза больше. Этим предприятиям ещё не тесно на своём рынке, но их маркетологи уже знают, что российский рынок - лакомый кусок пирога.

В условиях снижения спроса, обусловленного глобальной стагнацией, и ужесточения конкуренции из-за вступления России в ВТО предприятия отечественного машиностроения вынуждены изыскивать любые способы сокращения издержек и повышения качества и производительности труда. В то же время, издержки в России по налогам, топливно-энергетическим ресурсам, зарплате и другим основным статьям превышают аналогичные расходы компаний Восточной Европы и США, и это усугубляет ситуацию. Ежегодно в России закрываются десятки промышленных компаний, это десятки, если не сотни тысяч рабочих мест.

Удачный пример

Отгрузка продукции кузнечного производства ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» по итогам сентября 2013 на 20% превысила отгрузку предыдущего месяца и на 10% превысила лучший месячный показатель 2012 года. Генеральный директор ОАО «ЧКПЗ» Андрей Гартунг: «Это лучший показатель за последние 2 года. Особенно примечательно, что рост отгрузки произошел в условиях тотального падения спроса на рынках и ухудшения ситуации промышленности. Так, например, рынок поковок для ЖД вагонов снизился в этом году на 40%».

Рост стал возможным, благодаря реализации стратегии аутсорсинга кузнечных производств машиностроительных заводов, которую пропагандирует ЧКПЗ. Суть этой стратегии проста: машиностроительным заводам, обладающим собственным кузнечным производством, предлагается передавать эту компетенцию на аутсорсинг. Для абсолютного большинства заводов сегодня на самом деле выгоднее закрыть и перепрофилировать собственное кузнечное производство, закупая кузнечную продукцию (комплектующие) на ЧКПЗ.

О предприятии

ОАО «ЧКПЗ» - один из признанных лидеров кузнечной отрасли в России. Продукция кузнечного производства ЧКПЗ: поковки, штамповки и другие детали для автомобилестроения, тракторостроения, железнодорожного машиностроения, нефтегазового комплекса. Производственные мощности позволяют выпускать более 100 тысяч тонн кузнечной продукции в год. Кроме того, завод производит штампованные колесные диски для грузовых автомобилей, автобусов, тракторов и различной специальной техники, а также прицепную спецтехнику под торговой маркой HARTUNG.

Партнерами предприятия сегодня являются признанные лидеры машиностроения, такие как Scania, ОАО «РЖД», ГП «ГАЗ» и другие известные в мире брэнды.

Кузнечное производство ОАО «ЧКПЗ» работает по европейским автомобильным стандартам ISO / TS 16949, оно полностью модернизировано, благодаря чему:
1) Завод имеет возможность давать цены ниже себестоимости собственных кузнечных производств заказчиков;
2) Производимые предприятием поковки имеют меньший припуск на механическую обработку и, как правило, более высокое качество, что позволяет сэкономить затраты на производстве конечного продукта;
3) В кратчайшие сроки завод способен освоить весь спектр деталей, как серийных, так и не серийных, обеспечивая комплексность поставок;
4) Все поставки осуществляются на основе долгосрочных соглашений с формулой цены и необходимым складом и отсрочкой платежей;
5) Предприятие готово выкупать целиком все б/у кузнечное оборудование, вследствие чего предприятия-партнёры имеют возможность направить дополнительно полученные средства на модернизацию основного бизнеса.