Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
10 декабря 2013

Московский рынок такси: выходит из тени или уходит в неё глубже?

По данным 2011 г. московский парк легковых автомобилей насчитывал более 3,5 миллиона машин, это 302 машины на тысячу жителей или на 1423 машины 1 квадратный километр. В московской области обеспеченность машинами на тысячу жителей чуть выше - 328 машин, а в расчете на единицу площади ниже - 51 автомобиль на 1 квадратный километр. При этом необходимо отметить, что многие жители Подмосковья работают в столице и нагрузка на дороги Москвы значительно выше.

Несмотря на один из самых высоких показателей обеспеченности личными автомобилями на душу населения, в Москве существует высокий спрос на услуги такси. С учетом теневого сектора московский рынок такси ежегодно растет на 10-15%. По официальным данным, доля легальных такси составляет около двух третей.

Но ситуация на рынке меняется: с одной стороны изменения вызваны введением новых правил, с другой стороны, их стимулирует смещающийся в сторону высокого сервиса и безопасности спрос. В 2011 г. был принят новый закон о такси, в соответствии с которым на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси, необходимо получить разрешение на перевозки пассажиров и багажа. Такое разрешение действует на территории региона, где было выдано. Помимо необходимых внешних атрибутов автомобиля, закон предъявляет требования к опыту водителя: подтвержденный стаж не менее трех лет либо общий стаж от пяти лет. В апреле 2012 г. в закон внесли изменения, например, разрешили использовать арендованные транспортные средства, а принятие решения о необходимости установки таксометра передали в ведение региональных властей. В июле 2013 г. поправки в закон о такси вступили в Москве. В соответствии с новой редакцией, разрешения будут выдаваться только владельцам желтых автомобилей, таксисты получают доступ к выделенным для общественного транспорта полосам, а также право бесплатно парковаться у вокзалов и на платных парковках.

По данным Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, в соответствии с реестром зарегистрированных таксистов, половина легальных таксистов - это индивидуальные перевозчики, всего же было выдано более 36 тысяч лицензий.

Большая часть легальных такси в Москве - это новые автомобили не старше 2010 г., на их долю по данным на начало 2013 г. приходилось 62%.

Однако, по мнению экспертов, закон о такси дал дополнительные преимущества нелегальным таксистам. Большинство таксистов в столице - это водители на личных автомобилях, работающие через диспетчерские компании. Новые правила влекут за собой дополнительные издержки и неудобства, которые заставят водителей уйти в тень.

Более подробную информацию вы можете узнать из исследования «Рынок такси Москвы и Санкт-Петербурга» компании Intesco Research Group.

Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.