Объем российского рынка самого новогоднего напитка - шампанского - в 2012 г. превысил 24 млн декалитров (с учетом игристых и газированных вин), а в 2013 г., по предварительным оценкам, перешел за отметку 26 млн декалитров.
Несмотря на то, что значительные объемы этого напитка производятся в России, доля импорта в последние пять лет ежегодно возрастала. Если в 2012 г. она составляла всего 11%, то к 2012 г. достигла 19%, а в 2013 г., по предварительным оценкам, продолжила расти.
Причина не только в росте объемов импортируемой продукции, но и в ежегодном сокращении отечественного производства, исключением стал 2010 г., когда объем выпуска вырос более чем на 10%, а вместе с ним увеличился объем рынка. Можно предположить, что в первые годы после кризиса более дешевые отечественные аналоги предпочитались дорогим импортным (а разница в средней цене между ними на тот момент была трехкратной).
Импорт шампанского традиционно возрастает в конце года, например, в последний месяц ввозится 20-30% общего объема импорта за год.
Ключевые поставщики игристого вина на российский рынок - Италия, Франция и Украина. В Италии производят много видов игристых вин, основные - это Asti Spumante и Prosecco, которые контролируются по наименованию, т.е. должны производиться из определенного сорта винограда, выросшего в определенном районе и обработанного по установленным правилам. Итальянское игристое вино отличается от французского технологией приготовления.
Строго говоря, шампанским может называться только игристое вино, произведенное в провинции Шампань из определенных сортов винограда, при помощи принятой в регионе технологии. Название «шампанское» в Европе и многих других странах защищено законом. Во Франции производством шампанского занимаются более 300 коммун и более 5 тысяч виноделов.
Украинские игристые вина (их выпускает завод шампанских вин «Новый Свет»), как и продукция ряда других бывших республик СССР, называются шампанским. В ходе обсуждения торгового соглашения между ЕС и Украиной предполагалось, что виноделов законодательно обяжут дать шампанскому другое название. Такие изменения вызывали протесты производителей, которые считают, что исчезновение привычных названий принесет им серьезные убытки. Сроки перехода к новым названиям составят десять лет с момента подписания соглашения.
Более подробную информацию вы можете узнать из исследования «Рынок вина и винодельческих изделий. Текущая ситуация и прогноз» компании Intesco Research Group.
Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.