По данным исследования «Анализ рынка спреда в России», подготовленного BusinesStat в 2014 г., в структуре предложения спреда на российском рынке наибольшую долю занимает внутреннее производство. На долю импортной продукции в 2013 г. приходилось 1,8% от объема предложения спреда в стране.
Спред - пищевое изделие на основе смеси растительных и молочных жиров с массовой долей общего жира от 39 до 95%. Спред, как правило, является товаром-заменителем сливочного масла. В 2010 г. цена сырого молока резко выросла, вследствие чего производить сливочное масло стало невыгодно. Для удешевления стоимости своей продукции многие российские производители стали замещать дорогие молочные жиры более дешевыми растительными. Однако производители несколько переоценили потенциал рынка в стране, что привело к накоплению продукта на складах и снижению объема производства в последующие три года. К факторам, повлиявшим на снижение производства спреда в России в 2011-2013 гг., можно отнести недостаточную осведомленность населения о преимуществах спреда. В период с 2009 по 2013 гг. производство спреда в России снизилось на 7,3% и в 2013 г. составило 136,4 тыс. тонн.
По оценкам BusinesStat, численность покупателей спреда в 2013 г. составила 41,6 млн чел., или 29% от всего населения России. В 2014-2018 гг. численность покупателей спреда будет расти на фоне снижения числа потребителей сливочного масла. Эксперты считают, что если в развитых странах мягкие масла с каждым годом теснят сливочные, то и в России это обязательно произойдет, так как основным критерием, определяющим предпочтения потребителя, является цена.
Приведенные значения рассчитаны аналитиками BusinesStat на базе статистики Росстата и ФТС РФ.