Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
20 января 2017

Определены наиболее перспективные розничные рынки для открытия бизнеса

Наиболее перспективным для открытия бизнеса оказался рынок детских товаров. Хотя в последние два года он и показывал отрицательную динамику, падение было менее значительным, чем на большинстве других розничных рынков. Существенный объем данного рынка напрямую связан с благоприятной демографической ситуацией, отмечавшейся в стране в последние годы. Так, с 2009 года численность детей и подростков в возрасте от 0 до 14 лет постепенно растет. Такая же положительная динамика наблюдается и по показателю общей численности новорожденных детей. По данным Росстата положительный естественный прирост (когда число родившихся превышает число умерших) в 2015 году был отмечен сразу в 44 регионах России – это самый высокий результат за 2000 – 2010-е годы. На данный момент примерно две трети россиян так или иначе приобретают детские товары. Кроме того, средние инвестиции в открытие бизнеса в сфере детского ритейла относительно невысоки – около 2,2 млн рублей. Все это делает покупку франшиз магазинов детских товаров привлекательной для потенциальных предпринимателей.

Вторым по перспективности рынком стал рынок косметики и парфюмерии. Несмотря на падение более чем на 6% в 2015 году, в 2016 году этот рынок показал прирост на 3%, что является наилучшим показателем среди всех рассмотренных рынков. Первоначальные инвестиции в открытие небольшого или среднего по размеру парфюмерно-косметического магазина оказались относительно невысокими – до 2 млн рублей. Однако этот рынок характеризуется небольшим количеством крупных игроков и высоким уровнем их концентрации: 2 из 3 магазинов находятся под управлением 20 крупнейших сетей. Примечательно, что из всех рассмотренных в данном рейтинге отраслей в косметическом ритейле наименее распространен франчайзинг - всего 8,5% торговых точек открыто по франшизе. Другими словами, на российском рынке косметики и парфюмерии функционирует немного игроков, при этом существенная часть магазинов принадлежит крупным ритейлерам, которые предпочитают развивать собственную сеть самостоятельно. Поэтому, несмотря на привлекательность этого рынка для бизнеса, войти в него может быть достаточно сложно.

К перспективным с точки зрения открытия бизнеса рынкам можно отнести и общественное питание. Несмотря на отрицательную динамику в последние годы объем рынка остается существенным, ведь около 95% взрослого населения так или иначе пользуется услугами заведений общественного питания. На российском рынке на данный момент работает 500 сетей общественного питания, при этом 57,6% ресторанов принадлежит 20 крупнейшим игрокам. Примечательно, что средние инвестиции в открытие ресторана составляют очень существенную сумму – около 4,7 млн рублей, но, невзирая на это, более половины всех сетевых точек общепита работает по франшизе. Это связано с тем, что затраты на открытие бизнеса очень сильно разнятся в зависимости от формата точки. Несмотря на высокий средний объем инвестиций по рынку, открытие фаст-фуд ресторана или стрит-фуда обойдется в разы дешевле, чем открытие ресторана casual-dining.

Рейтинг ведущих розничных рынков с точки зрения перспективности бизнеса, по шкале от 0 до 100 (0 – не перспективно, 100 – очень перспективно)

image_3 (original)


В середине рейтинга оказался рынок товаров для ремонта и строительства (DIY). Несмотря на минимальное падение в 2015 году, в 2016 году этот рынок показал существенную отрицательную динамику. Дело в том, что состояние рынка товаров для дома и ремонта во многом зависит от ситуации на рынке ипотечного кредитования, который годом ранее продемонстрировал резкое падение на 30%. Как следствие, россияне стали реже приобретать жилье, и товары для ремонта оказались менее востребованными. Примечательно, что, хотя рынок DIY отличается минимальной концентрацией, наличие крупных международных DIY-гипермаркетов на российском рынке затрудняет работу мелких игроков, которые оказываются неспособны выдержать подобную конкуренцию. Благоприятными же факторами для потенциальных предпринимателей является то, что на этом рынке работает много ритейлеров (680 сетей), а затраты на открытие бизнеса относительно невысоки и составляют в среднем 2,6 млн рублей.

Несколько менее перспективным оказался рынок одежды. Несмотря на существенное падение в 2015 году, в 2016 году наметилась тенденция к позитивной динамике. Объем рынка в денежном вы-ражении является довольно существенным и составляет более 2 трлн рублей. К тому же практически все взрослое население страны так или иначе приобретает одежду. Фактором же, негативно сказавшимся на перспективности развития бизнеса в этой сфере, оказалась в первую очередь высокая стоимость открытия магазинов по продаже одежды. Как следствие, по франчайзингу работает только около четверти всех магазинов.

Рынок мебели также представляется не очень перспективным: объем рынка в денежном выражении сам по себе небольшой, к тому же уже второй год подряд он демонстрирует отрицательную динамику, поскольку в связи с тяжелой экономической ситуацией люди стали все чаще приобретать мебель сегмента «эконом» либо вовсе отказываться от покупок мебели, выбирая лишь крайне необходимые товары. Однако привлекательной для предпринимателей данную отрасль может сделать относительно небольшой размер первоначальных инвестиций – в среднем 1,5 млн рублей.

Малопривлекательным для предпринимателей можно назвать рынок товаров повседневного спроса и продуктов питания (FMCG). С первого взгляда он кажется перспективным: большое число игроков (на данный момент на российском рынке работает более 1700 сетей по продаже товаров повседневного спроса), очень существенный объем рынка в денежном выражении, а также тот факт, что поку-пателями этих магазинов является практически все взрослое население страны. С другой стороны, и в 2015, и в 2016 году рынок продемонстрировал существенное падение: на 9% и 5% соответственно. К тому же рынок характеризуется достаточно высокой концентрацией: почти половина магазинов принадлежит 20 крупнейшим ритейлерам. Доля магазинов, работающих по франшизе, невысока – не более 10%. Это объясняется, с одной стороны, тем, что многие крупные FMCG-сети не продают свои франшизы, развиваясь исключительно самостоятельно, а с другой стороны, существенными средни-ми инвестициями в открытие бизнеса – до 4,5 миллионов рублей.

Наименее перспективным оказался обувной ритейл. В 2015 году этот рынок показал очень существенное падение – почти на 13%. При этом объем первоначальных инвестиций в открытие бизнеса оказался одним из самых высоких среди рассмотренных рынков – 4,5 млн рублей. Это делает данный рынок непривлекательным для франчайзи: только 19% магазинов обуви открыто по франшизе. Кро-ме того, на российском обувном рынке работает относительно немного ритейлеров (всего 292 сети). Таким образом, можно говорить о том, что на данном рынке присутствует немного игроков и они в основном предпочитают развивать собственную сеть, а начинающие предприниматели достаточно неохотно заходят на этот рынок.

Методология

При составлении рейтинга ведущих розничных рынков с точки зрения перспективности открытия бизнеса были учтены следующие характеристики: объем и динамика рынка; доля покупателей; количество игроков на рынке; доля крупнейших ритейлеров на рынке; количество магазинов, открытых по франшизе, а также средний объем инвестиций, требуемых для открытия бизнеса в данной сфере. По этим характеристикам был разработан обобщенный показатель с экспертным оцениванием весов, и на его основе составлен рейтинг розничных рынков по шкале от 0 до 100 (где 0 – неперспективный рынок, 100 – очень перспективный рынок).

Ознакомиться с исследованиями ведущих розничных рынков можно по ссылке http://marketing.rbc.ru/bestsellers/.