В связи с переориентацией Дальневосточного федерального округа на экспорт принципиально новое, стратегическое значение получает необходимость развития морского транспорта как наиболее перспективной отрасли.
Морской транспорт ДФО уже на протяжении длительного времени выполняет существенную часть грузооборота и пассажирооборота страны, но обладает настолько низким уровнем внутренней транспортной инфраструктуры, что в значительной степени ограничивает возможности его сообщения с остальными регионами РФ и не позволяет в полной мере оценить его экономический потенциал. Тем не менее наличие собственной ресурсной базы и географическая близость к таким странам, как Китай, Япония и Южная Корея, превращают Дальневосточный регион в важного актора внешнеторговых отношений. В связи с этим экспортоориентированная модель развития Дальнего Востока направлена в первую очередь на поддержку экономически выгодной отрасли морского транспорта.
В связи с государственным решением об ускоренном социально-экономическом развитии региона Дальневосточный бассейн за последние 6 лет нарастил объемы грузоперевалок в два раза и является на сегодняшний день наиболее быстроразвивающимся. Интенсивное развитие морского транспорта, наличие собственной энергетической базы и выход ДФО на передовые позиции наряду с признанными мировыми лидерами обусловливают заинтересованность иностранных инвесторов в дальнейшем развитии региона.
Порты ДФО, являясь конечными пунктами международного транспортного коридора «Восток-Запад», выполняют важнейшую внешнеэкономическую функцию, обеспечивая большую часть российских внешнеторговых и каботажных перевалок. Наиболее крупные из них: Владивосток, Находка, Восточный, Ванино и Посьет - расположены в Приморском и Хабаровском краях и связаны с транспортной системой страны железнодорожными магистралями и трубопроводами. На их долю приходится более 70% грузооборота морского транспорта ДФО. Остальные порты не имеют железнодорожных подходов и круглогодичной навигации из-за суровых климатических особенностей, что вынуждает ограничить их обслуживанием близлежащих территорий.
Отсутствие сухопутных коммуникаций и регулярной навигации части портов осложняет обработку грузов в морских терминалах и пассажирское сообщение в прибрежной Тихоокеанской зоне, в связи с чем большие усилия по развитию региона брошены не только на увеличение пропускных мощностей портов, но и на повышение уровня внутренней транспортной инфраструктуры.
Более подробную информацию вы можете узнать из работы «Рынок грузоперевозок морским транспортом. Текущая ситуация и прогноз» компании Intesco Research Group.
Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.