Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
3 апреля 2014

Pomo d’oro – золотое яблоко отечественного импорта

На протяжении многих лет томаты являются одной из самых популярных овощных культур как в России, так и в мире. Некогда считавшиеся ядовитыми, теперь томаты занимают около 8% мировых посевных площадей. Пятую часть валовых сборов свежих овощей открытого грунта в России составляют именно томаты. Наряду с огурцами и салатом, томаты являются основными видом тепличной продукции, производимой российскими предприятиями, на которую существует высокий уровень спроса со стороны потребителей.

Однако текущих мощностей и финансовых возможностей отечественных производителей томатов как защищенного, так и открытого грунта, не хватает для удовлетворения потребностей населения, что приводит к высокой доле импорта на рынке томатов: 2013 год показал рекордные за последние пять лет показатели стоимости импорта данного вида продукции.

Рост затрат на импорт томатов начинается ежегодно в третьем квартале и продолжается полгода, вплоть до мая, когда стоимость импорта является максимальной, после чего начинается спад. В 2013 году импорт томатов сократился в натуральном выражении, однако из-за увеличения цен на иностранную продукцию стоимостной показатель превысил уровень 2012 г. на 5%.

В последние годы произошла значительная диверсификация стран, экспортирующих томаты в Россию: в 2012 году доля Турции в структуре отечественного импорта снизилась до уровня 2009 года, в то время как Марокко, Нидерланды, Испания увеличили свои доли в общем объеме на 2-4 п.п. Наряду с Турцией, одним из основных поставщиков томатов в Россию является Китай, обеспечивающий отечественных потребителей вчетверо меньшим количеством продукции - около 10%.

С 2009 по 2013 гг. произошел сдвиг в структуре импорта в пользу стран дальнего зарубежья, в то время как объемы ввезенных из стран СНГ сократились.

В ближайшие годы, однако, на объемы импорта томатов будут влиять две противоположно направленные силы: реализация государством программы поддержки и развития сельского хозяйства и вступление России в ВТО.

Программа подразумевает проведение ряда мероприятий, призванных упрочить положение российского производителя, повысить его конкурентоспособность и увеличить долю отечественных томатов на рынке. Вступление же в ВТО означает снижение импортных пошлин, рост объемов поставок импортной продукции, а также ряд ограничений на поддержку отечественных производителей, что усилит конкуренцию, вынуждая ряд малых и средних российских предприятий уйти с рынка.

Более подробную информацию можно узнать из работы «Рынок свежих овощей: комплексный анализ и прогноз до 2016 года» компании Intesco Research Group.