В последнее время на российском рынке складской недвижимости прослеживается тенденция увеличения доли присутствия интернет-магазинов. Если в 2010 году онлайн-ритейлерами было арендовано 37 тыс. кв. м помещений для хранения товаров, что эквивалентно 3% отечественного рынка складирования, то в 2013 году доля интернет-магазинов в рассматриваемой структуре возросла на 4 п.п. (7%).
В 2014 году под влиянием ряда факторов, связанных с политической и экономической ситуацией в РФ, ситуация на рынке изменилась. По итогам 3 квартала 2014 года, интернет-магазины сократили своё присутствие до 3%, в то время как значение рассматриваемого показателя за аналогичный временной период прошлого года было на 7 п.п. больше.
При всём том, роль интернет-магазинов на российском рынке складирования постепенно увеличивается. Способствует этому рост рынка электронной торговли в России, который происходит с большой скоростью (темпы роста онлайн продаж в 4-5 раз выше, чем у розничной торговли), поэтому интернет-магазины вынуждены приобретать и арендовать новые складские помещения.
Кроме того, онлайн-ритейлеры вместо небольших складов низкого класса начали всё чаще арендовать современные складские помещения. Причиной тому послужила технология складских процессов в онлайн-ритейле, которая сводится к тому, что заказы должны быстро собираться в любой точке хранения продукции. Поскольку реализовать такую задачу возможно лишь при высокой технологичности склада, то складские помещения типа «А» стали одним из ключевых звеньев электронной торговли.
К тому же, если раньше интернет-торговля в РФ была сконцентрирована преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге, то сейчас онлайн-магазины открывают новые торговые точки и приобретают склады и в других регионах России.
На сегодняшний день наиболее крупными интернет-ретейлерами на российском рынке складской недвижимости являются NetLab, Kupi VIP и WildBerries, площадь складских помещений которых составляет 26, 21 и 20 тыс. кв. м соответственно. В топ-5 крупнейших арендаторов помещений для хранения товаров среди онлайн магазинов в РФ также входят Graco и «Шинсервис» - по 11 тыс. кв. метров.
Подводя итог, стоит отметить, что не любой бизнес успешно развивается в России в сфере онлайн-торговли. Так, продовольственным интернет-магазинам тяжело работать в данной сфере, потому что практически вся продукция является скоропортящейся, а в связи с тем, что россияне не привыкли покупать еду через Интернет, не всегда получается реализовать товар до истечения его срока годности. Выходом из этой ситуации может быть открытие интернет-магазина параллельно с розницей. В таком случае онлайн-ритейл может послужить дополнительным каналом сбыта продовольственных товаров.
Более подробную информацию вы можете узнать из исследования «Бизнес-план склада - 2014 (с финансовой моделью)» компании Intesco Research Group.
Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.