Денис Копыцкий,
Младший аналитик РБК Исследования рынков
Для отечественного DIY-сегмента 2016 год оказался очень непростым. Согласно данным обзора РБК «Розничные торговые сети по продаже строительных материалов и товаров для дома (DIY)», в реальном выражении объем продаж строительных материалов и товаров для дома упал на 7,6% и составил 1418 млрд руб. Ключевые игроки связывают отрицательную динамику рынка в первую очередь со снижением потребительского спроса, обусловленного ростом цен. Также этот год был отмечен кризисом ипотечного кредитования и падением рынка жилищного строительства. Все это привело к изменению стратегии развития розничных сетей. Для большинства из них экспансия на территории России стала менее приоритетной задачей. Сегодня компании сосредоточились на корректировке ценовой политики и пересмотра ассортимента. Благодаря общим усилиям, удалось сбавить темп прироста розничных цен до 3%, против 12,1% в прошлом году, что уберегло рынок от обвала.
Динамика объема продаж строительных, отделочных материалов и товаров для дома в 2012 – 2016 гг., млрд руб., %
Источник: обзор РБК Исследования рынков «Розничные торговые сети по продаже строительных материалов и товаров для дома (DIY)», Е –оценка объема рынка DIY-товаров (в ценах августа 2016 года), дата актуализации – ноябрь 2016 года
Крупные компании, пересмотрев свою политику развития, стали отдавать предпочтение франчайзингу для расширения собственной доли рынка. Так, в условиях тяжелой экономической ситуации эта схема развития позволила сохранить позиции и нарастить присутствие ряду DIY-ритейлеров, требуя минимальных инвестиций. «В кризис мелкому бизнесу намного проще выжить, встав под крыло крупной стабильной компании», – подчеркивает Алексей Федоров, управляющий партнер сети магазинов «220 Вольт».
Также, перед всеми игроками рынка остро встала проблема необходимости импортозамещения. Это может позволить ритейлерам удерживать уровень цен, сведя к минимуму зависимость от валютных колебаний. По словам Алексея Федорова, управляющего партнера «220 Вольт», «после роста курса доллара и вынужденного повышения цен на импортный товар покупатели массово ушли из дорогого сегмента в дешевый». По мнению эксперта, в результате данных процессов, для большинства потребителей бренд перестал играть первостепенное значение, что отразилось на увеличении продаж собственных торговых марок ритейлеров, а также продукции отечественных и китайских производителей бюджетного сегмента. Ярким примером компании, обладающей линейкой собственных товаров, может послужить питерская сеть «Петрович», которая намерена увеличить производство сухих строительных смесей, выпускаемых под своими торговыми марками «Петролит» и «Микс Мастер». В настоящее время на собственном заводе ритейлера производится около 18 тыс. тонн смесей в месяц. Как отметил Игор Колынин, директор по маркетингу СТД «Петрович», в интервью РБК Исследования рынков, «в дальнейшем планируется нарастить объем до 30 тыс. тонн в месяц».
Среди значимых событий, произошедших в 2016 году на рынке строительных материалов и товаров для дома, следует выделить уход с арены одного из ветеранов DIY-ритейла – питерской сети «Метрика». Проработав более 20 лет, имея 112 гипермаркетов на пике своего развития, компания не смогла пережить последствий кризиса. Выбывание такого крупного игрока побудило к активным действиям других представителей DIY-сегмента. В Санкт-Петербурге занять освободившуюся нишу намерены такие компании как финская сеть «К-раута», «Петрович» и «Максидом».
Несмотря на негативные последствия 2016 года, в будущем все крупные игроки нацелены на расширение своих сетей. Наиболее амбициозные планы у французского «Леруа Мерлен», который сохраняет лидерство на российском рынке строительных материалов и товаров для дома. В течение 5 лет намечено расширение сети гипермаркетов с 45 до 140. Оптимизма ведущих DIY-ритейлеров не разделяют региональные и локальные игроки, ожидая консолидации рынка и сокращения общего числа розничных магазинов за счет усиления конкуренции на рынке.