По данным «Анализа рынка твердых сыров в России», подготовленного BusinesStat в 2015 г., на долю стран, попавших под продовольственные санкции российского правительства, в 2013 г. приходилось 40,2% всего импорта твердых сыров в натуральном выражении. В 2014 г. этот показатель снизился до 20,7%. Основными странами-импортерами являлись Германия и Нидерланды. По сути, оставшаяся часть импорта твердого сыра, завозимая в страну - белорусская. В 2014 г. доля Республики Беларусь выросла с 56,8% до 73,3%. Однако в ассортименте белорусской продукции нет премиальных сортов сыра.
Таким образом, из всего объема закупаемых за границей твердых сыров, сейчас на территорию России не попадает значительная часть осуществляемых ранее поставок. Следовательно, во избежание дефицита на текущий момент времени для России актуальными остаются два пути: замещение этой части продукции отечественными аналогами (развитие собственной производственной базы) или импорт из стран, с которыми сохранились рабочие экономические отношения. К ряду таких стран относятся Китай, Индия, государства Южной Америки и Азии.
Возвращаясь к понятию импортозамещения, стоит напомнить, что данным термином называют замещение импортных товаров товарами, произведенными российскими производителями внутри страны. На текущий момент времени уровень технического оснащения, механизации и автоматизации труда, обработки сырья в российской сыродельной отрасли значительно уступает европейским аналогам. Однако, несмотря на это, объемы производства твердых сыров в России в 2014 г. выросли на 9,9% относительно 2013 года. До момента окончания срока действия санкций российские производители имеют возможность закрепиться на внутреннем рынке и впоследствии конкурировать с импортной продукцией по определённым категориям сыров.
Приведенные значения рассчитаны аналитиками BusinesStat на базе статистики Росстата и ФТС РФ.