Обзор посвящен анализу тенденций развития российского рынка лизинга. В обзоре детализируется классификация видов лизинга, сложившаяся в деловой практике на российском рынке. Раскрываются явные и скрытые преимущества финансовой аренды основных средств для предприятий. Обзор включает динамику развития макроэкономических показателей, непосредственно связанных с рынком лизинга, а также актуальные данные, в том числе региональной структуры этих показателей.
В обзоре рассматривается динамика развития рынка лизинга за последние 10 лет, ретроспектива структуры (региональная, по предмету лизинга) с 2009 года, детально анализируются практически все крупнейшие сегменты.
В докризисный период темпы роста лизингового сектора значительно превышали темпы роста большинства других секторов финансового рынка и во много раз опережали темпы развития российской экономики в целом. И падение объемов рынка в 2009 г. также значительно превзошло снижение других отраслей.
Объем рынка восстановился практически так же быстро, как сократился в год кризиса. Уже по итогам 2011 г. показатель более чем на 1/3 превысил докризисный уровень и составил около 1,3 трлн руб.
Однако в пересчете на USD объема рынка лизинга сейчас постоянно снижается с рекордного 2011 года. По оценкам РБК.research, в 2013 году темп прироста составил -4,1% (в долларовом исчислении).
На фоне динамики российской экономики, трудно ожидать серьезного роста лизинга в наступившем году, считает Галина Майер, управляющий директор ООО «Райффайзен-Лизинг». «Значимых драйверов, способных переломить ситуацию, в настоящее время не так много, - говорит она.- Можно предположить, что рынок будет развиваться равномерно по всем существующим направлениям. Основное развитие, скорее всего, будет происходить в секторе среднего и малого бизнеса как наиболее мобильном звене экономики и, вероятно, в тех сегментах, где существует глобальный запрос на обновление основных средств, например, в сегменте авиационного лизинга, также драйверами могут стать пищевая, химическая отрасли и FMCG, а также операционный лизинг автотранспорта.»
Дмитрий Зотов, генеральный директор ОАО «ТрансФин-М», выделяет инфраструктурные факторы роста: «Рост рынка лизинга, прежде всего, зависит от экономического роста в стране. Среди прочих положительных факторов можно выделить реализацию стратегических государственных инвестиционных проектов, такие как олимпиада в Сочи, и в будущем, видимо, Крым, а также меры государственной поддержки отдельных отраслей».