Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
7 сентября 2015

Рынок одежды: с надеждой в будущее…

Согласно данным исследования РБК.research «Розничные сети по продаже одежды 2015», 2014 год оказался сложным не только для российских, но и для международных операторов fashion-индустрии. Однако выводы из уроков непростого 2013 года привели к более грамотному расходованию денежных средств компаниями, а также к оптимизации бизнес-процессов. В результате многие ритейлеры не только не показали отрицательной динамики развития, но и сумели нарастить сопоставимые продажи (like-for-like sales).

Испанская компания Inditex за прошедший год увеличила свои продажи на 8,3%, открыв 343 новых магазина. Отметим, что на 1 февраля 2015 года общее количество действующих магазинов брендов Zara, Zara kids, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho, Zara Home и Uterque в мире составляло 6683. Наряду с увеличением выручки и стремительной экспансией наблюдается рост сопоставимых продаж компании. Так, если в 2013 году рассматриваемый показатель составлял 3%, то в 2014 году – уже 5%. Впрочем, положительные результаты связаны и с жестким контролем над операционными затратами, на что неоднократно делается ссылка в официальном документе компании. Как указано в отчетности ритейлера, в 2015 году Inditex не будет останавливаться на достигнутых высотах. Планируются к открытию 420-480 новых магазинов, при этом более 70% договоров уже подписаны. Впрочем, компания не разглашает географии экспансии. В официальной презентации Inditex отмечает существующие возможности развития в Западной и Восточной Европе, а также в Азии. За 2013-2014 годы Inditex увеличила свое присутствие в России, Китае, Мексике, Турции и Японии. За указанный период розница компании в указанных странах выросла соответственно на 69, 44, 32, 26 и 25 магазинов. Наряду с офлайн-сегментом компания развивает интернет-продажи. Так, в 2014 году испанский ритейлер запустил интернет-магазины Zara в Мексике и Южной Корее, в текущем году онлайн-магазины испанского бренда заработают в Макао, Гонконге и Тайване. В 2013 году Inditex запустила интернет-магазины Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho и в России.

Высокие темпы развития демонстрирует и H&M. По итогам 2014 года выручка компании выросла на 17,7%. При этом ритейлер открыл 379 новых магазинов. Таким образом, в ноябре 2014 года розница компании уже насчитывала 3 511 точек продаж. Компания показала наиболее высокие темпы развития сети в Китае и США, где были открыты соответственно 86 и 51 магазинов. Впрочем, довольно неплохие показатели у Германии, России, Польши и Италии, где за ноябрь 2013 – ноябрь 2014 гг. были открыты соответственно 22, 20 и 18 новых магазинов. В планах ритейлера открытие еще 400 новых торговых точек, а также выход на новые рынки, которыми станут Тайвань, Перу, Макао, Индия и Южная Африка. Довольно сильный акцент в своем развитии компания H&M делает на онлайн-сегменте, инвестиции в который носят стратегический характер. В 2014 году ритейлер открыл интернет-магазины во Франции, Италии, Испании и Китае. В 2015 году компания продолжит планомерное развитие omni-канальной стратегии, запустив онлайн-магазины в Бельгии, Болгарии, Чехии, Венгрии, Польше, Португалии, Румынии, Словакии и Швейцарии.

Отметим, что за 2014 финансовый год продажи H&M в России составили 2 630 млн шведских крон, в то время как в 2013 году – 2 208 млн шведских крон. Таким образом, продажи компании в России выросли на 19,1%. Несмотря на довольно высокие показатели, в конце января Карл-Йохан Перссон, генеральный директор компании, заявил о том, что H&M может сократить программу открытия новых магазинов в России из-за падения курса рубля.

Действительно, на фоне стремительного ослабления курса рубля многие одежные ритейлеры стали пересматривать стратегию развития в России. Хотя еще год назад взгляд многих из них были прикованы к Китаю, Индии и прочим развивающимся азиатским странам. Так, например, в марте 2014 года через франчайзинговых партнеров компания GAP Inc. открыла 2 магазина Old Navy в Маниле. В 2014 году концерн H&M также вышел на рынки Австралии и Филиппин. В конце ноября 2014 года ритейлер в данных странах был представлен 3 магазинами. О приоритетах развития в Китае и Японии в конце 2013 года объявил генеральный директор «Abercrombie & Fitch» Майк Джефрис. Об открытии первых магазинов в Китае заявил и один из лидеров российского фэшн-ритейла ГК «Спортмастер». По словам Сергея Агибалова, управляющего делами группы «Спортмастер», «желание развиваться на территории северного Китая обусловлено географической близостью к Сибири и Дальнему Востоку, а также схожестью климата». Отметим, что на 1 февраля 2015 года в Поднебесной успешно работают 20 магазинов O’STIN (включая O’STIN Kids) и 10 магазинов «Спортмастер».

Впрочем, не все одежные ритейлеры сумели в 2014 году показать положительную динамику развития. Так, Abercrombie & Fitch по итогам 2014 финансового года сократил свою розницу на 37 магазинов. Отметим, что 31 января 2015 года одежный ритейлер управлял 969 точками продаж, в то время как в прошлом году розница компании насчитывала 1 006 магазинов. Выручка Abercrombie & Fitch также упала на 9,1%, составив 3 744 млн. долларов. В отрицательной плоскости показатели продаж оказались и у компании Stockmann. В последние два года выручка финского ритейлера сокращалась. Падение в 2014 году достигло 9,5%, в связи с чем, было принято решение об уходе Stockmann из России. Также довольно существенное сокращение розницы продемонстрировал Adidas.

Думается, что и в 2015 году fashion-ритейлерам не удастся расслабиться. А итоги года, как всегда, подведет РБК.research.