Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
16 мая 2014

Переизбыток мирового транспортного флота

Тоннаж мирового торгового флота в 2013 году приблизился к отметке 1 629 миллионов тонн. На рост мирового флота оказывает влияние глобализация и расширение мировой торговли, однако эксперты считают, что увеличение морского флота опережает спрос на его услуги. Мировая экономика растет невысокими темпами, а объемы совокупного импорта в последние два года даже сократились.

Среди факторов, негативно влияющих на развитие морских перевозок, можно выделить экономическую неопределенность, ограниченность торгового финансирования, пиратство на море и геополитическую напряженность, а также торговые барьеры, динамику прямых иностранных инвестиций и развитие инфраструктуры.

Переизбыток торгового флота связан с вводом в действие большого числа новых судов, пик которого пришелся на 2008 год, когда мировой флот пополнился 3 748 судами, общим тоннажем 96,4 млн тонн, из которых 45% приходилось на долю балкеров, 28% - танкеров и 15% - контейнерных судов. Ситуация усугубилась после кризиса в 2011-2012 годах.

В структуре мирового транспортного флота доминируют нефтяные танкеры и сухогрузы, на их долю по итогам 2013 года приходилось три четверти общего тоннажа. Отметим, что доля танкеров постепенно снижается: в 1980 году они составляли половину общего тоннажа, в 2005 году - 38%, а в 2013 году - только 30%. Доля балкеров, напротив, росла: с 2005 по 2013 годы она увеличилась на 6 процентных пунктов - с 36 до 42%.

Снижение доли нефтяных танкеров в общей структуре сопровождалось переизбытком тоннажа, компенсировать который не мог даже существенный рост импорта нефти  в Китай. Наибольший переизбыток предложения наблюдался среди самых крупных танкеров VLCC. Спад в розничной торговле и строительстве, вызванный кризисом, в первую очередь сказался на сухогрузах и контейнерных судах.

Отметим, что в последние годы появилось несколько новых типов морских судов: ролкеры для перевозки транспортных средств и людей, транспортеры транспортных средств, транспортеры сжиженных природного и нефтяного газов, кроме того, появились комбинированные суда, которые позволяют перевозить на одном судне разные типы грузов. Однако новым типам судов пока не удается занять заметное место в общей структуре.

Растущие цены на топливо снизили рентабельность морских перевозок, что сделало основной задачей судостроения снижение энергозатрат судов и повышение эффективности использования топлива. Кроме того, работа в этом направлении обусловлена принятием международных экологических нормативов.

Более подробную информацию вы можете узнать из работы «Рынок морских и речных грузоперевозок: комплексный анализ и прогноз до 2016 года» компании Intesco Research Group.

Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.