Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
30 октября 2015

Удачный 2014 год: сетевая FMCG-розница выросла на 30%

Лидером на российском рынке остается «Магнит», а X5 Retail Group, несмотря на улучшение динамики финансовых показателей, не смогла вернуть себе первое место в рейтинге по объему выручки за 2014 год. Отметим, что в первом полугодии 2015 г. темпы прироста выручки «Магнита» и X5 Retail Group были сопоставимы. Третье место принадлежит «Ашану, четвертое место заняла ГК «Дикси». Стабильно высокую динамику показывают «Лента», «Интерторг», «Глобус», а также «Спар», развивающийся по франчайзингу. По данным исследования РБК.research "Розничные торговые сети по продаже продуктов питания и сопутствующих товаров (FMCG) в России 2015", в рублях оборот сетевого FMCG-ритейла в 2014 г. вырос почти на 30% по сравнению с аналогичным показателем 2013 года.

В 2012 – 2014 гг. продолжилась региональная экспансия продовольственных сетей, причем интересы ритейлеров сместились в т.н. «города второго уровня» – 300-500 тыс. населения. Это связано с положительной динамикой доходов в ряде регионов, низким уровнем насыщенности сетевыми продовольственными магазинами и обостряющейся конкуренцией в больших городах. Географически популярность набирает Сибирь, где начали активно работать федеральные и международные компании. Сохраняет популярность и Московский регион, а также ряд регионов Центральной России. Стабильным остается интерес ритейлеров к Поволжью и Уралу.

Однако негативные тренды в российской экономике отразились на динамике развития FMCG-сетей, в наибольшей степени это коснулось крупноформатной розницы. Высокая стоимость заемных средств на фоне увеличения сроков окупаемости вынуждает компании более осторожно подходить к новым проектам.

В первом полугодии 2015 г. у большинства публичных компаний продолжился рост выручки и среднего чека, однако в значительной степени это было обеспечено ростом розничных цен. Индекс физического объема розничных продаж основных групп продовольственных товаров в первом квартале 2015 г. был отрицательным. По данным ФСГС, индекс физического оборота розничной торговли, включая напитки, и табачными изделиями составил в первом полугодии 2015 г. 92,3% (за аналогичный период 2014 г. – 100,5%, 2013 г. – 102,1%).