Несколько выбился из общего тренда кризисный 2009 год, когда рынок общественного питания Москвы оказался более устойчив, чем региональные рынки, поэтому его доля увеличилась на один процентный пункт (16,5%) по отношению к предыдущему году (15,5%). При этом важно отметить, что оборот ресторанов как Москвы, так и остальных регионов растет, опережая инфляцию.
Также стоит отметить уменьшение разницы между уровнями оборота на душу населения в Москве и в России в целом: еще в 2000-2003 гг. разница показателей была в 2,9 - 3 раза в пользу Москвы, но далее она постоянно снижалась. К 2012 г. разница составила 1,85 раза или 85%.
Посещение ресторанов в регионах России в целом в 2000-х годах не была сформирована - в подобные заведения ходили по праздникам и в особенные дни, но сегодня культура выходов в ресторан на обед, для встреч с друзьями и по работе активно формируется.
Кроме того, кафе и рестораны уже перестали быть местом, где можно просто поесть - огромное количество дополнительных услуг (концерты, просмотры фильмов, спортивные трансляции, шоу-программы, выставки, мастер-классы и т.п.) создают самые разные способы проведения досуга.
Но, несмотря на общие тенденции к увеличению посещения заведений общественного питания в регионах России, в целом доля кафе и ресторанов по сравнению со столовыми невелика. Столовые, как общедоступные, так и закрытые (на предприятиях), составляют в России, по оценке Intesco Research Group, долю в 53,5% от общего числа предприятий общественного питания, а доля кафе, баров и ресторанов, равна, соответственно, 46,5%.
В Москве же столовые составляют менее трети от общего числа предприятий общественного питания.
Подобная ситуация, когда в регионах происходят значительные положительные сдвиги, схожа с темпами прироста ВВП в развитых и развивающихся странах, когда последним есть, куда расти.
Более подробную информацию вы можете узнать из работы «Московский рынок ресторанов. Текущая ситуация и прогноз» компании Intesco Research Group.
Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.