После того, как в сентябре 2013 г. был отменен государственный образец документов о дополнительном образовании, ведущую роль стали играть имидж и репутация учреждений, оказывающих образовательные услуги, и, конечно же, стоимость услуг.
Объемы оказанных платных образовательных услуг во всех регионах России в стоимостном выражении в 2008-2013 гг. ежегодно росли. Лидерами по темпам прироста стали, по оценке Intesco Research Group, субъекты Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов, хотя доля обоих ФО не превышает в общероссийской структуре и 10%. В реальных же объемах наибольшее увеличение было достигнуто в Республике Башкортостан - объем оказанных платных образовательных услуг увеличился к 2013 г. на 7,8 млрд по сравнению с 2008 г. до значения в 24,8 млрд руб. (рост более 80%). Также высокие показатели были достигнуты, помимо двух столиц, в Волгоградской области.
Наиболее популярными были и остаются языковые курсы. В данном сегменте в виду высочайшей конкуренции наибольшую роль оказывает репутация заведения (включая субъективную оценку слушателем результативности пройденных курсов и общих ощущений, полученных во время занятий), стоимость услуг и месторасположение центра. По оценке аналитиков Intesco Research Group, порядка трети российских языковых школ предлагают к обучению только один иностранный язык - английский.
Остаются востребованными краткосрочные семинары и тренинги, посвященные какой-либо узкой тематике (например, ораторское искусство или психология продаж), правда, ввиду существования на рынке большого количества бесплатных мероприятий и частоты проведения тренингов непрофессионалами, самым острым и проблемным вопросом в последние годы стало качество подобных услуг.
Помимо курсов и семинаров для индивидуального прохождения, рынок корпоративного обучения, по данным аналитиков Intesco Research Group, снова имеет положительные темпы прироста. Бизнесу выгодно иметь в числе своих сотрудников высококвалифицированный персонал: это улучшает как общий имидж компании на рынке (среди клиентов и будущих сотрудников), так и репутацию компании среди потенциальных партнеров и во время тендерных процедур.
При этом объем расходов на корпоративное обучение (если подобная строка расходов в принципе присутствует) является одним из катализаторов финансового состояния компании или рынка в целом: при возникновении определенных трудностей происходит быстрое сокращение показателя.
Более подробную информацию вы можете узнать из работы «Бизнес-план учебного центра по изучению иностранных языков (с финансовой моделью)» компании Intesco Research Group.
Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.