По состоянию на 31 декабря 2012 года средняя площадь торгового зала магазина в России составляла 123,2 квадратных метра. При этом площадь торгового зала гипермаркетов и супермаркетов в 27 раз превышала площадь обычных магазинов и минимаркетов: 1 824,8 и 67,5 квадратных метра соответственно. Однако число магазинов, торгующих товарами повседневного спроса, и минимаркетов составляло более 274 тысяч, а гипермаркетов и супермаркетов - только 11,4 тысячи.
Если говорить о региональных особенностях, то максимальная площадь торгового зала была в магазинах Центрального федерального округа, однако высокий показатель обеспечивался за счет столицы. Без учета Москвы площадь торгового зала в ЦФО находилась на среднем уровне по стране в целом.
При этом максимальная средняя площадь гипермаркетов и супермаркетов отмечалась не в Москве, а в Белгородской области. Столица занимала второе место, а на третьем была Ивановская область. Абсолютным лидером среди всех субъектов Федерации была Республика Адыгея, где средний размер одного гипермаркета/супермаркета в 4,7 раза превышал показатель по стране в целом. Такое расхождение связано с развитием современных форматов торговли: в Москве и области сконцентрировано большое число гипермаркетов и супермаркетов (63% от совокупного числа этих объектов в ЦФО). В Белгородской области их было 23, в Ивановской - 39, а в Адыгее - всего 5.
Необходимо отметить, что в Адыгее по результатам января-августа 2013 года 35% оборота розничной торговли приходилось на сетевые магазины. В Адыгее работает "Мега-Кубань" (гипермаркеты "Леруа Мерлен", "Столплит Хоум", "Ашан", "ИКЕА", "М.Видео", супермаркеты "Детский мир" и "Спортмастер", планируется открытие "Мedia Markt"). Таким образом, большая часть гипермаркетов и супермаркетов относится к торговле непищевыми продуктами.
Более подробную информацию вы можете узнать из работы «Рынок ритейла. Крупнейшие торговые сети - 2013» компании Intesco Research Group.
Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.