Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
10 июля 2014

Куда уходят корабли?

 

Российский рынок грузоперевозок морским транспортом, по оценкам аналитиков, в 2013 году продемонстрировал некоторое сокращение, что вполне адекватно стагнационным процессам в российской экономике. Однако за последнее флот под флагом России пополнился рядом новых судов, построенных на российских верфях: танкеры «Николай Зуев», «Георгий Маслов», сухогрузы «Нева Лидер 1» и «Нева Лидер 2» и другие.

Между тем, следует обратить внимание на один известный факт: морской транспортный флот, контролируемый Россией, по состоянию на начало 2014 года представляет собой преимущественно флот под флагом России - 76%. При этом основная часть тоннажа идет под флагами иностранных государств.

При этом более трети флота под иностранными флагами, контролируемого Россией, зарегистрированы в Либерии, а среди других популярных стран регистрации судов фигурируют Кипр, Панама, Камбоджа, Мальта.

Использование российскими судовладельцами флагов этих стран носит экономический характер. Почти во всех этих странах отсутствует аудит, нет требований к гражданству учредителей компании, экипажу судов и отсутствует валютный контроль, что само по себе облегчает расчеты в иностранных портах.

Наиболее выгодные условия для нерезидентов предлагают такие страны, как Либерия, Панама и Маршалловы острова, где отсутствует налог на прибыль, полученную нерезидентами, и на прибыль, полученную вне государства. Однако внимание российских судовладельцев привлекают и условия ведения бизнеса под флагом Камбоджи. Так, под флагом этой страны по состоянию на июль 2013 года ходило порядка 30 судов, средний возраст которых составляет 30 лет. Причем 25 судов из них построены до 1990 года. То есть, старые суда вполне выгодно регистрировать в Камбодже, где имеет место максимально лояльное (читай - безразличное) отношение к техническому состоянию судов. Среди других «лояльных» к возрасту судов стран, фигурируют такие, как Мальта, Белиз и Панама.

Наше государство все же принимает меры по возвращению более-менее новых судов под российский флаг: так, с 2005 года у нас действует Российский Международный Реестр Судов (РМРС), условия которого максимально приближены к условиям фрахтования под «удобными флагами» - отсутствие налогов на прибыль, транспортным налогом и налогом на имущество. Однако, в отличие от регистрации в оффшорах, регистрация  в РМРС не освобождает судовладельца от уплаты единого социального налога.

Более подробную информацию вы можете узнать из работы «Рынок грузоперевозок морским транспортом. Текущая ситуация и прогноз» компании Intesco Research Group.

Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.