Между тем, следует обратиться к «фону» данных процессов. Согласно последним данным, объем мировой торговли в 2013 году составил порядка 36,8 трлн долл. При этом крупнейшим экспортером товаров был Китай, откуда на внешний рынок поступило товаров на сумму порядка 2,2 трлн долларов США. При этом данная страна приняла импортных товаров на сумму 1,9 трлн долларов. Второй страной-поставщиком товаров были США, откуда на внешний рынок поступило товаров на сумму 1,6 трлн долларов - против 2,3 трлн долл. объемов импорта.
Таким образом, Китай перенял от США лидерство по объемам торговли: на данный момент на китайский импорт и экспорт в совокупности приходится порядка 11% общего объема мировой торговли. Кроме того, товарооборот Китая с внешним рынком претерпел и качественные изменения - если раньше Китай был поставщиком текстильной продукции и нефтепродуктов, то теперь к ним прибавились высокотехнологичные машины и электроника.
Китай также является одним из крупнейших потребителей нефти. Совокупный спрос на нефть в Китае вырос в 2013 году на 3%. А в апреле 2014 года был установлен рекорд по объему закупок нефти Китаем - 800 тыс. баррелей в сутки. В мае эта цифра несколько уменьшилась - до 757,9 тыс. барр. в сутки). При этом данный рост был также обеспечен закупками Китаем газового конденсата в Иране - сразу, как это позволили санкции США. Кроме Ирана, Китай закупает нефть также у таких стран как Иран, Оман, Ангола и Россия.
Подобного рода трансформации нефтяного международного рынка в совокупности с «санкционной» политикой официального Запада могут повлечь за собой изменения качественного характера, поставив под вопрос дееспособность, ни много ни мало, Ямайской валютной системы и саму идею нефтедоллара, которая, по сути, строится на том, что для покупки нефти и других commodities на бирже необходимо купить доллары, чтобы ими расплатиться за товар.
Прецеденты отказа от доллара как расчетной валюты при покупке-продаже сырьевых ресурсов уже были. Страны БРИКС уже ведут переговоры по расчетам между собой в собственных валютах. Иран в силу наложенных санкций был вынужден отказаться от расчетов в долларах и налаживать альтернативные варианты платежей со странами, не участвующими в санкциях. А с США и Евросоюзом торговые отношения по поводу реализации нефти и вовсе были прекращены. Среди альтернативных вариантов платежей с Ираном - бартерные схемы, расчеты в золоте и другие. Так, например, между Россией и Ираном в апреле текущего года уже была заключена сделка «нефть в обмен на товары», при этом товары представляют собой, в том числе металлы и продукты питания. В подобную недолларовую торговлю с Ираном вовлечены также и другие страны, среди которых Китай и Турция.
Интересен совместный опыт Китая и России по созданию в приграничном городе Суйфэньхэ площадки для свободного обращаемого рубля. По данным Российско-Китайского центра развития торговли, оборот обеих валют на данной площадке оценивается в 540 млрд. руб., а объемы прямой конвертации могут увеличиться в ближайшие годы в разы.
Интересно, что от доллара постепенно отказываются и сами европейцы. Так, лидером по расчетам в китайской валюте среди европейских стран является Германия, которая добивается широкой торговли за юани на своих площадках.
Рост объемов торговли посредством юаня обеспечен в целом региональным фактором его обращения, а также опасения по поводу работы ФРС.
Более подробную информацию можно узнать из работы «Рынок нефти и нефтепродуктов: комплексный анализ и прогноз до 2016 года» компании Intesco Research Group.
Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.