Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
28 ноября 2016

Китайская сантехника постепенно покидает российский рынок

Ситуация на российском рынке санфаянса не так трагична, как на многих других рынках строительных и отделочных материалов. Производство практически не падает даже в кризисные периоды. Падение в 2009 году составило всего 6%, в 2014 году – 4%. Согласно исследованию, проведенному агентством ABARUS Market Research, в 2016 году будет выпущено даже больше, чем в 2015 году, но ожидать больших приростов не стоит.

При этом на рынке лидируют новые, относительно недавно появившиеся, игроки. Неудивительно, ведь старые заводы не в состоянии обеспечить такое же качество.

Среди отечественных производителей можно выделить следующие крупные заводы: ООО «Керамика» (два завода в Республике Чувашия) и ЗАО «Угракерам» (все три входят в ROCA GROUP), АО «Кировская керамика», ЗАО «Сызранская керамика» (Cersanit), ООО «Самарский Стройфарфор» (Самарская область), ЗАО «ЛЗСФ» (Лобненский завод строительного фарфора).

В последнее время много говорится об импортзамещении, но на рынке санитарной керамики оно своеобразно – импорт действительно падает, но внутренний рынок фактически захватили иностранцы, т.к. более половины объема выпускается заводами, принадлежащими иностранным концернам: Roca Group, Cersanit, Vitra.

Импорт падает. Еще совсем недавно среднегодовые объемы зарубежных поставок составляли 4-5 млн шт. изделий (включая продукцию из Украины и Белоруссии). В 2015-2016 гг. импорт упал до 1,6-2,3 млн штук. Если анализировать импортные поставки по географическому принципу, то в 2011 году около 30% импорта поставлялось из Китая (узнаваемых китайских брендов на российском рынке почти нет, но каждый крупный китайский производитель поставляет не менее 1 тысячи штук изделий). В 2014 году картина стала меняться. Как ни странно, начал уменьшаться объем импорта именно китайской продукции (почти до 25%), а европейские производители увеличили свою долю. Очевидно, что импорт из Китая сильно утратил свои конкурентные преимущества. Значит, российский рынок уже не нуждается в большом количестве дешевой продукции. Большая часть отечественных производителей как раз предлагает именно такие изделия – простые и доступные по цене.

Пока конкурировать с западным качеством способны только три-четыре отечественных производителя из пятерки лидеров – «Кировский стройфарфор», «Сантек», который в 2007 году стал частью Roca Group, а также само российское подразделение концерна Roca «Рока Рус», начавшее работу в 2008 году и занимающее теперь по объемам производства девятое место), и марка Sanita («Самарский Стройфарфор»). Кроме них, можно упомянуть нового производителя «Витра сантехника».

Что касается продуктовой линейки, то российским компаниям не хватает в ассортименте подвесных и приставных унитазов, биде, писсуаров.