Мировой рынок соков и нектаров к 2014 г. представляет сформированную систему производства, которая представлена двумя видами продукции. Первый - это концентрированные консервированные соки, второй - напитки прямого отжима. Концентраты распространяются между игроками рынка (странами) для последующего получения восстановленных соков. Продукты прямого отжима могут производиться в момент сбора урожая (например, томатов) и в дальнейшем экспортироваться в виде готового к употреблению в пищу сока в другие регионы мира.
К факторам, влияющим на общемировой рынок соков и нектаров, а также сокосодержащих напитков, относятся: погодные условия, развитие новых сырьевых рынков, внутренняя экономика стран и др., но определяющими выступают стандарты качества и потребительские предпочтения.
В 2014 г. в РФ в рамках ЕЭП действует Технический регламент на соковую продукцию, который устанавливает обязательные требования к соковой продукции из фруктов и (или) овощей, находящейся в обращении на территории России, в том числе импортной соковой продукции из фруктов и (или) овощей. Однако требования, обозначенные в документе, являются более лояльными, чем Единый международный стандарт «Кодекс Алиментариус» («CODEX STAN 247-2005», действующий в рамках FAO), рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения для фруктовых соков и нектаров, куда и относится томатный сок. Согласно данному документу, минимальное значение числа Brix (мера массового отношения растворённой в воде сахарозы к жидкости) составляет 5,0 для восстановленных соков и пюре. Содержание именно сока в уже готовом к употреблению напитке должно составлять не менее 50% натурального сока или пюре от общего объема продукта. Этому соответствует не вся продукция российского производства.
Из-за отсутствия гармонизированных стандартов соки иностранного производства пока являются более качественными и конкурентоспособными, в отличие от российских. По этой причине экспортный поток соков из России имеет и будет иметь в будущем, достаточно узкий перечь стран-получателей.
При этом импорт томатного сока в РФ в указанном году превысил 9 тыс. т и был разнообразен по наполнению. В его структуре можно выделить следующее виды: восстановленные соки (более 68%), прямого отжима, концентраты, специализированная продукция для бортового питания пассажиров авиалиний (менее 1%), напитки для детей от 3-х лет и даже рекламные материалы. Все вышеперечисленные виды соков поставлялись в нескольких типах упаковки, а именно: пластиковая тара, составляющая удельную долю (более 40%); стеклянная (банки и бутылки), вторая по популярности; и тетра-пакеты, которые составляли чуть менее пятой части импорта.
Оценивая долю концентрата в структуре российского импорта томатного сока, становится понятно, что дальнейшее развитие рынка связано с производством продукции прямого отжима. Ввиду направленности спроса в сторону натуральных соков; а также, в связи с возможностью использования для отжима и консервирования сока из помидор собственной сырьевой базы.
Данный факт активно поддерживается государством, например, в Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года заложено строительство предприятий по производству плодоовощных консервов, розливу соков, сушке и замораживанию овощей, а также производству томатной пасты из российского сырья. Для этого планируется осуществить более 50 инвестиционных проектов, в том числе в Южном, Центральном и Северо-Западном федеральных округах.
Более подробную информацию можно узнать из работы «Рынок томатного сока: комплексный анализ и прогноз до 2017 года» компании Intesco Research Group.
Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.