
По данным «Анализа рынка розничной торговли в Казахстане», подготовленного BusinesStat в 2025 г, в 2020-2024 гг ее оборот в стране вырос на 91%: с 12 до 22 трлн тенге. Ежегодное увеличение оборота розничной торговли Казахстана было обусловлено ростом числа магазинов шаговой доступности, а также среднего чека.
Максимальный прирост оборота розничной торговли наблюдался в 2022 г – на 22%. Внешние политические факторы вызвали резкий рост цен в Казахстане и ажиотажные закупки населения. В 2022 г в Казахстане было введено административное сдерживание цен на 19 наименований социально-значимых продовольственных товаров. С первого полугодия 2024 г государственное регулирование на часть социально-значимых продуктов питания было отменено в связи с возможностью полного обеспечения собственным производством.
Развитию формата небольших магазинов «у дома» в Казахстане способствует изменение потребительского поведения. Доступный ассортимент товаров первой необходимости и меньшие временные затраты на выбор продукции, а также обслуживание в кассовой зоне, являются ключевыми причинами роста числа покупок в розничных магазинах шаговой доступности.
Изменение среднего чека розничных продаж связано как со стоимостью товаров, так и с уровнем располагаемых доходов населения. Так, в 2024 г по мере увеличения доходов населения и снижения инфляции наблюдалось оживление покупательского спроса. А в 2022-2023 гг ключевую роль в увеличении среднего чека играла высокая инфляции, которая привела к существенному росту конечной стоимости товаров. При этом цены на продовольственные товары росли быстрее, чем на непродовольственные.