Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
SmartConsult, 8 июня 2023

Вторая жизнь фосфогипса: есть ли перспективы применения в различных отраслях промышленности?

Мировой опыт показывает, что фософогипс успешно может применяться во многих сферах от сельского хозяйства до дорожного строительства и цементной промышленности. Есть ли потенциал развития спроса в РФ?

Фосфогипс — побочный продукт, образующийся при производстве удобрений из фосфоритовой породы. Накопленные запасы в отвалах предприятий России огромны ~ 140 млн. т. с ежегодным увеличением на 14 млн тонн. При этом ни для кого не секрет, что фосфогипс не просто отход, а ресурс с весьма широкой сферой примерения.

По оценкам экспертов, мировой рынок фософогипса в 2022 году достиг показателя в 1,7 млрд долл., а к 2030 году его объем превысит 2,4 млрд долл. При этом наиболее развитый спрос имеет место в США (446 млн долл в 2022 году) и Китае (~200 млн долл в 2022 голу с перспективой увеличения до 530 млн долл к 2030). Таким образом, в глобальном масштабе рынок фокусного продукта не только существует, но и интенсивно развивается как с точки зрения объемов реализации, так и диверсификации сфер применения.

На отечественном рынке также имеет место быть практика коммерческой реализации фосфогипса. Продукт уже реализуется в качестве удобрения, используемого для гипсования почв. Кроме того, начиная с 2014 года, Балаковский филиал АО «Апатит» (ГК «ФосАгро») совместно с Саратовским государственным университетом им. Н.Г. Чернышевского разрабатывают проекты нормативных документов по применению фосфогипса в дорожном строительстве. В период 2015-2018 гг., по данным Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), в десяти поселениях Балаковского района Саратовской области были построены пилотные участки дорог общей площадью 180 тыс. кв. м с применением фосфогипса.

Согласно СТО 24406528-01-2020 «Фосфогипс дорожный для строительства дорожных одежд. Технические условия», технических гипс используется для устройства слоев основания и покрытий дорожных одежд автомобильных дорог, а так же для укрепления грунтов, применяемых для устройства несущих и дополнительных слоёв оснований и покрытий дорожных одежд, а также рабочего слоя земляного полотна.

Также фосфогипс дорожный может применяться как основание для тротуаров, велосипедных дорожек, спортивных и детских площадок, мест складирования готовой продукции, хранения техники.

Так, в качестве основных преимуществ фосфогипса для строительства дорожных одежд можно выделить следующие:

  • Строительство дороги с применением фосфогипса дешевле строительства дороги с применением традиционных технологий: на 45% для дорог IV и V категорий; на 20-25% для дорог I-III категорий.

  • Прочность дорог из фосфогипса может превышать прочность дорог, построенных с применением требуемых нормативов.

  • Покрытие из технического гипса не разрушается даже при прохождении тяжёлой гусеничной техники и при низких температурах.

Тем не менее, если анализировать мировой опыт, крайне интересным сегментом с точки зрения развития спроса на фосфогипс является производство строительных и отделочных материалов и, в особенности, цемента. Для России это направление особенно актуально, учитывая рыночные показатели отрасли: уже в 2021 году, после кратковременного негативного влияния пандемии COVID-19, положительная динамика в российской цементной промышленности восстановилась вновь, прирост составил 6,7%, объем выпуска — 58,6 млн тонн. Согласно предварительным итогам ФСГС РФ по 2022 году — положительная динамика сохранилась и в этот период, однако ее темпы заметно сократились до 0,8%. Таким образом, предварительно по итогам прошедшего года показатель выпуска цемента в РФ составил не менее 59,1 млн тонн.

Природный гипс — является важным сырьевым компонентом при производстве цемента. Так по оценке компании «Цементум»: «вне зависимости от способа производства он добавляется в количестве 5-7%. Гипс позволяет регулировать сроки схватывания, оказывает влияние на прочностные характеристики цемента, влияет на повышение пластичности смесей, которые изготавливаются затем из этого цемента. Как избыток, так и недостаток гипса при производстве цемента может привести к необратимому ухудшению потребительских свойств самого востребованного для строительных целей вяжущего - портландцемента. Для того чтобы качество готовой продукции оставалось в заданном "коридоре" показателей, на цементных заводах применяется сульфатная оптимизация. Это позволяет сгладить вариативность характеристик цемента при изменении сырьевой базы клинкера, определить оптимальный ввод гипса для достижения максимальной прочности продукта. Требования к природному гипсовому сырью для цементной промышленности определены ГОСТ 4013-2019».

При этом в 2022 году цементные заводы столкнулись с рядом оперативных проблем по направлению природного гипсового камня. Так представитель компании «ЦЕМЕНТУМ» отметил, что: «Помимо удорожания, которое наблюдается для всех сырьевых и энергетических ресурсов, используемых при производстве цемента, в 2022 году компания столкнулась со снижением доступности природного сырья требуемого качества. Истощение карьеров Новомосковского месторождения приводит к удлинению транспортного плеча от карьера до завода, а также сопряжено со снижением его качества».

В то же время в компании АО «ХК «Сибцем» отметили: «Сложностей с поставками природного гипса у компании не было, так как в 2022 году был заключен договор с ООО «Урал-Гипс» с увеличением стоимости на 11,8 % относительно 2021 года. Повышение цены на камень гипсовый «КНАУФ ГИПС БАЙКАЛ» в 2022 году допущено не было, цена сохранилась на уровне 2021 года. Тем не менее, начиная уже с января 2023 года сложилась тяжелая логистическая обстановка на российской железной дороге, в частности, по направлению назначения на станцию Злобино Красноярской ж/д. ОАО «РЖД» ввело ограничения на отправку грузов на Красноярскую ж/д. Перевозчик регулировал объемы перевозок с учетом соблюдения принципов очередности. Отгрузка происходила минимально, эпизодически, что сложно было спрогнозировать. В итоге из-за срыва программы накопления от грузоотправителя со станции Ергач, было принято решение с марта 2023 года перейти на альтернативного поставщика с отгрузкой со станции Залари».

Казалось бы создавшаяся ситуация должна создавать предпосылки для возникновения хотя бы потенциального интереса у представителей российской цементной промышленности к альтернативному сырью — фосфогипсу или, как его принято называть в мировой практике, синтетическому гипсу. Однако по факту в 2022-2023 гг. потребители все еще не видят в данном продукте потенциала и не рассматривают реальных возможностей его использования.

Так, в АО «ХК «Сибцем» в ходе интервью отметили, что не имеют опыта применения фосфогипса на собственных цементных заводах. Относительно же потенциальной заинтересованности был получен следующий комментарий: «Прежде чем применять фосфогипс при производстве цемента, необходимо запросить у предполагаемого поставщика полный химический анализ гипсосодержащих материалов или пробу для проведения анализа в условиях лаборатории цементного завода, а также провести промышленные испытания опытной партии. Решение о промышленном использовании фосогипса может быть принято только после проведения успешных опытно-промышленных испытаний».

В свою очередь представитель «ЦЕМЕНТУМ» отметил, что: «В текущем состоянии действующей в РФ практики обращения с гипсосодержащими отходами и отсутствием дотаций на их транспортировку и очистку от примесей техногенный гипс является технологически неудобным и обременяющим себестоимость цемента сырьем. Однако, в опыте компании Цементум есть успешные случаи частичного замещения природного гипса вторичным. В частности, при производстве клинкера (основного компонента портландцемента) состав сырьевых материалов Ферзиковского завода позволяет частично добавлять фосфогипс (отход производства минеральных удобрений Воскресенского завода) в качестве минерализатора.  Однако данная практика не может быть признана успешной на других цементных предприятиях. В частности, состав исходного сырья Щуровского  и Вольского заводов не требует ввода дополнительного сульфатосодержащего компонента».

При этом, по оценкам «ЦЕМЕНТУМ» при потенциальном расчете рыночной цены для фосфогипса необходимо учитывать не только стоимость его транспортировки, но и стоимость вложений, которые должен обеспечить завод для возможности замещения природного сырья.

Кроме того, представитель компании «ЦЕМЕНТУМ» отметил, что было бы целесообразно стандартизировать накопленные знания о фософогипсе по ГОСТ, который мог бы называться «Фосфогипс для производства цемента. Технические условия» (аналогично действующему стандарту на фосфогипс для снижения кислотности почв в сельском хозяйстве ГОСТ Р 58820-2020 Фосфогипс для сельского хозяйства. Технические условия). Этот стандарт мог бы помочь ввести в практику единообразные методы и критерии оценки физико-механических свойств фосфогипса для цементной промышленности. Кроме того, для того чтобы качество вторичного гипса, поступающего на предприятие, находилось в приемлемых диапазонах, необходимо наладить систему его предварительной обработки. Речь идет о процессе нейтрализации, сушки и активации техногенного гипса. По оценке «ЦЕМЕНТУМ», для этого следует выделять в производственной цепочке отдельное предприятие, которое могло бы производить именно столько полуфабриката, сколько его готов потреблять конкретный цементный завод. Только выстроенная таким образом сателитная стратегия может быть экономически оправданной и физически реализуемой.

Таким образом, несмотря на реально имеющие место перспективы внедрения фософогипса в российскую промышленность по состоянию на 2023 год данное направление остается скорее теоретическим, а большинство инициатив пока угасает на этапе эксперимента. Тем не менее мировой опыт дает надежды на изменение ситуации в долгосрочной перспективе.