По данным «Анализа рынка розничной торговли в Казахстане», подготовленного BusinesStat в 2023 г, за 2018-2022 гг оборот розничной торговли в Казахстане вырос на 61% и достиг 16,2 трлн тенге.
Увеличению оборота способствовало как наращивание числа магазинов розничной торговли, расположенных в шаговой доступности от покупателей, повышающее частоту посещений и вероятность спонтанной покупки, так и существенное подорожание товаров, напрямую влиявшее на величину среднего чека. На фоне ослабления тенге казахстанские производители более охотно реализовывали продукцию за границей, а на внутреннем рынке ее замещали импортные товары, преимущественно из России, что стимулировало рост цен. Еще одним важным фактором подорожания потребительских товаров являлось то, что в Казахстане не развита торговая кооперация и система оптово-распределительных центров, и основной объем товаров реализуется через большое количество посредников.
Максимальный прирост оборота розничной торговли наблюдался в 2022 г (+18% по сравнению с предыдущим годом). Едва восстановившись к допандемийному уровню, покупательский спрос вновь снизился в условии геополитического кризиса, а сокращения оборота удалось избежать благодаря резкому росту цен и ажиотажным закупкам населения в начале года.
Ожидается, что в ближайшие годы оборот розничной торговли в Казахстане продолжит демонстрировать положительную динамику. Однако темпы прироста будут ниже, чем в ретроспективном периоде, вследствие государственной политики сдерживания цен и снижения располагаемых доходов населения на фоне кризисных изменений в экономике страны.