Стекломагниевые листы и плиты, или СМЛ, в настоящее время по праву считаются одним из наиболее перспективных стеновых материалов, готовых составить достойную конкуренцию более привычным продуктам. К числу основных конкурентов, прежде всего, можно отнести гипсосодержащие (ГВЛ, ГКЛ) и древесные (МДФ, ОСП, ДВП) листы и плиты.
Преимущества СМЛ обеспечены его конструктивными особенностями. Плиты изготавливаются из магнезитсодержащего сырья, армированного стекловолокном решетчатой структуры. Впоследствии такая базовая конструкция в целях придания ей функциональных характеристик подвергается шлифовке и формовке кромок, а также наращивается декоративной панелью из ПВХ, ламината или просто подлежит окрашиванию.
Ввиду применения магнезита и стекловолокна в составе СМЛ получаемые плиты обладают следующими основными неоспоримыми преимуществами, а именно:
- высокими огнезащитными свойствами;
- крайне низкой влаговпитываемостью;
- повышенной звукоизоляцией;
- прочностью конструкции, позволяющей эксплуатировать ее без потери характеристик в течение 50 лет;
- нейтральностью к патогенной микрофлоре.
Таким образом, несмотря на всеобщую консервативность строительной индустрии, в т.ч. в части выбора конструкционных материалов для отделки стеновых и потолочных конструкций, в России ежегодно наблюдается рост популярности использования СМЛ.
Так, согласно оценок «Смарт Консалт», в настоящее время объем сбыта стекломагниевых листов и плит в нашей стране достигает около 35-40 тыс. тонн, а общая стоимость реализованных изделий уже превысила 1 млрд рублей.
Однако спецификой российского рынка является глобальная импортозависимость: более 85% всей поступаемой в Россию продукции в настоящее время ввозится из Китая. Соответственно, на долю отечественных изготовителей приходится от 10% до 15%.
Интересно отметить, что схожая ситуация наблюдается не только в нашей стране, но и за рубежом. К примеру, в США около 1/3 панелей поставляется также из Китая. Для стран Европы этот показатель, в свою очередь, достигает 20%.
В чем же причина доминирования китайского импорта в российской и мировой практике?
Все дело в том, что Китай традиционно обладает наиболее развитыми освоенными ресурсами по добыче магнезитовой руды. Так, согласно данных исследования Indian Minerals, в стране ежегодно добывается почти 70% общего тоннажа сырьевого магнезита, который направляется в том числе на изготовление СМЛ.
Эти цифры впечатляют, особенно принимая во внимание тот факт, что лидерство по подтвержденным запасам магнезитовых руд принадлежит отнюдь не Китаю, а России: около 27% против 20% в Поднебесной. Ключевым российским игроком добывающей индустрии в настоящее время выступает АО «Магнезит», поставляя продукцию, прежде всего, на нужды изготовителей формованных и неформованных промышленных огнезащитных материалов.
Соответственно, потенциал развития внутреннего рынка России, базирующегося на удовлетворении спроса потребителей за счет становления и развития именно собственного производства СМЛ, достаточно высок.
Однако сейчас отрасль по выпуску СМЛ в России находится в зачаточном состоянии. Так, согласно данных «Смарт Консалт», в настоящее время на рынке присутствуют не более 3-5 изготовителей магнезитовых панелей общестроительного назначения. При этом другие игроки, декларирующие выпуск собственного производства СМЛ, лишь осуществляет подготовку магнезитовых листов и плит для конечного применения, в т.ч. осуществляя их покрытие декоративными материалами для придания продукту эстетических характеристик. При этом в собственных технологических процессах компании применяют сырье (базовые листы) китайского производства.
В целом, для текущего состояния российского рынка, помимо указанной высочайшей импортозависимости рынка, справедливы следующие актуальные тренды развития:
1. Опережающий рост объемов «серого» импорта из Китая — продукции кустарного производства.
По мнению потребителей, в настоящее время на отечественном рынке СМЛ обострилась проблема присутствия некачественных материалов, поставляемых из Китая. По данным «Смарт Консалт», анализ импорта позволил выявить кластер поставок из Китая с непоименованными производителями: в соответствующем разделе таможенных деклараций отсутствовало прямое или косвенное упоминание о наименовании производителя и бренде продукции. Соответственно, такую категорию поставок возможно отнести к потенциально «серому» импорту, на продукцию которого отсутствует подтверждающая качество изделий документация.
Важно отметить, что в января-июне текущего 2021 года фиксируется галопирующий рост поставок СМЛ от непоименованных (неизвестных) китайских производителей: их доля превысила 50% общего объема импорта из Китая.
2. Оживление отечественной индустрии по выпуску СМЛ.
В условиях ухудшения ценовых и качественных характеристик продукции, ввозимой из Китая, улучшаются условия для подъема отечественной индустрии по выпуску СМЛ.
Данная тенденция, как ожидается, будет способствовать подъему отечественной индустрии уже в текущем периоде: рост объемов внутреннего производства, по предварительным оценкам «Смарт Консалт», в 2021 году может достигнуть +15-20%. При этом российская продукция востребована не только на внутреннем рынке, но и за рубежом: на долю экспорта, как ожидается, придется около 1/3 общего объема выпускаемых СМЛ в России.
3. Ненасыщенность рынка и высокий потенциал замещения товаров-аналогов — гипсосодержащих и древесных плит.
В настоящее время емкость рынка СМЛ оценивается примерно в 600 тыс. тонн при фактическом объеме сбыта продукции не более чем 40 тыс. тонн по итогам 2020 года. Насыщенность рынка СМЛ, согласно расчетов и оценок «Смарт Консалт», при таких показателях оценивается примерно в 6%.
При этом основным сдерживающим фактором для дальнейшей популяризации магнезитовых плит в России по-прежнему остается отсутствие единой нормативно-технической документации, регламентирующей выпуск продукции, или ГОСТа. К примеру, в настоящее время изготовление СМЛ осуществляется исключительно по собственным разработанным Техническим Условиям производителей.
И тем не менее, ввиду представленных неоспоримых преимуществ использования стекломагниевых листов и плит, а также возможностей для роста российской индустрии, способной заметить китайские аналоги и удовлетворить нужды отечественных потребителей, перспективы для рыночного роста крайне благоприятны. Так, по мнению «Смарт Консалт», в течение ближайших 3-5 лет объем реализации СМЛ в России может превысить 2 млрд рублей. А доля участия отечественных изготовителей, как ожидается, способна вырасти до 20% и более. При этом дополнительным стимулом для выхода на рынок новых российских компаний будет являться достаточно невысокая стоимость освоения производства СМЛ.