По данным «Анализа рынка майонеза и майонезных соусов в России», подготовленного BusinesStat в 2017 году, продажи майонеза и майнезных соусов в стране в 2012-2016 гг. выросли на 5,8% - с 720,2 тыс. до 762,0 тыс. тонн. В 2013 году показатель продемонстрировал рост. В 2014-2015 гг. рост сменился снижением, т.к. в условиях сокращения доходов на фоне кризиса население стало покупать продукты питания более экономно. Однако в силу небольшой стоимости соуса и высокой сочетаемости с другими продуктами в рационе россиян сокращение показателя было достаточно недолгим. Уже в 2016 году спрос на майонез и майонезные соусы начал расти.
Причины популярности майонеза и майонезных соусов разнообразны. Во-первых, для россиян майонез стал универсальным соусом, который активно используется в процессе приготовления салатов, холодных закусок, а также при употреблении горячих мясных, рыбных и других блюд. Во-вторых, потребители предпочитают майонез из-за доступной цены и длительного срока хранения. Основным конкурентом майонеза на российском рынке является сметана. Однако стоимость сырьевой составляющей в молочной промышленности высока, поэтому цена на сметану по отношению к майонезу оказывается заметно выше. Кроме того, срок годности сметаны существенно уступает сроку годности майонеза и майонезных соусов, что также сказывается на ее конкурентоспособности. Популярности соуса способствуют также активные маркетинговые действия лидеров рынка, расширяющих ассортимент и виды упаковки.
В 2017-2021 гг. продажи майонеза и майонезных соусов в России будут расти. Предпосылкой для этого будет восстановление рынка после падения 2014-2015 гг. Однако темпы прироста продаж будут постепенно снижаться по причине близости российского рынка майонезной продукции к фазе насыщения. Ожидается, что к 2021 году значение показателя достигнет 805,0 тыс. тонн.
Приведенные значения рассчитаны аналитиками BusinesStat на базе статистики Росстата и ФТС РФ.