Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
10 мая 2017

Рост конкуренции вынуждает производителей каменной ваты укрупняться

Строительная отрасль уже не первый год переживает тяжелые времена. Доступ к инвестиционным средствам дорожает, спрос на жилье и коммерческую недвижимость падает, соответственно, объемы строительства снижаются. За 2015-2016 гг. ввод жилых кв. м упал на 5%, в 2017 году падение продолжается. У девелоперов и строителей ожидания по поводу восстановления макроэкономических параметров все еще пессимистические. Но во всем этом встречаются отдельные островки относительной стабильности. Один из них - рынок теплоизоляции, а если быть точнее - сегмент минеральной ваты.

 

Со стороны создается впечатление, что рынок каменной (базальтовой) ваты живет какой-то своей жизнью, отдельной от кризисных потрясений. Выпуск этого материала активно растет, а на рынке то и дело появляются новые заводы. В 2015 и 2016 годах производство строительной ваты остановилось на уровне предыдущего года, а до этого увеличивалось: в 2013 году - на 9%, в 2014 году - на 7,2%. Конечно, внутреннее потребление сократилось, зато производители расширяют сбыт на экспорт. Корпорация «ТехноНИКОЛЬ» раскинула экспортные сети во всех направлениях - от западноевропейских стран до Китая и более далеких азиатских государств.

 

Однако видимое благополучие дается ведущим игрокам не просто, а за счет колоссальных усилий. В условиях жесточайшей конкуренции, вызывающей падение цен, производители стремятся к укрупнению всеми возможными способами. Некоторые предприятия объединяются в холдинги, как это сделали предприятия «Минплита» и «Изорок». Теперь оба завода полностью входят в состав группы «Сен-Гобен-Изовер», которая выпускает не только каменную вату, но и стеклянную. Что же касается лидера рынка - холдинга «ТехноНИКОЛЬ» - то он строит новые заводы (последние открытия 2016 года состоялись в Ростовской области и Хабаровском крае), а также не прочь поглотить какой-нибудь перспективный завод. А пока доля «ТехноНИКОЛЬ» в сегменте строительной ваты составляет более 36%. На долю второго по величине игрока - холдинга «Роквул» - приходится около 20%. Таковы последние расчеты агентства ABARUS Market Research, представленные в исследовании российского рынка минеральной (каменной) ваты.

 

Всего в России работает порядка 50 заводов, выпускающих утеплители на основе базальтовой ваты. Это число остается почти неизменным в течение последних нескольких лет, так как на смену закрывающимся заводам приходят новые. Правда, большая часть имеет производственные мощности не более 200 тыс. куб. м в год. Гигантов, способных производить по 1,5-2 млн кубометров, можно пересчитать по пальцам одной руки.

 

Первая стадия процесса концентрации на российском рынке каменной ваты проявился в кризисный период 2008-2009 гг., а теперь наблюдается закономерное продолжение.