Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
SmartConsult, 19 апреля 2021

Нефтесервис: курс на Север?

Динамично меняющийся российский нефтесервис подвержен новому вызову со стороны ВИНК — расширению присутствия в проектах Крайнего Севера.

На фото — морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная» (источник - «Газпром нефть»).

 

Вектор интересов российских нефтегазовых компаний все больше смещается в сторону арктических проектов, размещенных в наиболее сложных для освоения территорий.

К примеру, среди наиболее масштабных проектов «Роснефти» в арктических широтах выделяются арктический промысловый экспортноориентированный кластер «Восток Ойл», а также проекты в Карском море и на Сахалине.

В свою очередь, «Газпром нефть» активно развивает проект «Приразломное» - единственный проект по добыче углеводородов на российском арктическом шельфе, находящийся в стадии эксплуатации. Помимо этого, компания активно расширяет присутствие в северной части Новопортовского месторождения, а также ведет работу в проектах «Енисей» и «Зима» в ЯНАО и Западной Сибири.

По мнению «Смарт Консалт», развитие столь амбиционых проектов для российского нефтепромысла стало возможным благодаря использованию современных нефтесервисных технологий, развивающихся опережающими темпами. Среди них, прежде всего, выделяется горизонтально-направленное бурение.

К примеру, еще в 2015 году, на долю горизонтальной проходки, согласно сведений участников рынка, приходилось не более 30% общей протяженности эксплуатационного бурения и оценивался менее чем в 6 млн м. По итогам 2020 года этот показатель вырос более чем в 2,5 раза. При этом общая протяженность эксплуатационного бурения в 2020 году достигла 27,0 млн м, разведочного — 0,98 млн м.

Ежегодно растет средняя удельная глубина нефтедобывающей скважины. К примеру, если в 2010 году в среднем этот показатель оценивался экспертами в 2,77 км, то к настоящему времени он вырос как минимум до 3,1 км. Наиболее «трудными» являются объекты Западной Сибири и Тимано-Печоры, где средняя удельная глубина скважины превышает 4 км.

Важно отметить, что на рынке нефтесервиса присутствуют ряд трудностей. Основное, по мнению «Смарт Консалт», — это устаревание парка действующих буровых установок: возраст более чем половины общего числа эксплуатируемой техники превышает 20 лет. Однако это среднеотраслевой показатель. В свою очередь, наиболее активные игроки российского нефтесервиса, в числе которых, «Буровая Компания «Евразия», «Сибирская сервисная компания», «СГК-Бурение», «Эриелл-Нефтегазсервис», а также собственные сервисные подразделения ВИНК, заявляют о ежегодном обновлении действующего флота буровых установок, способных принять вызовы отрасли в условиях Крайнего Севера.

При этом в целом для отрасли в настоящее время справедлив тренд к консолидации нефтесервисного рынка в целях расширения собственных активов, а значит и технологических возможностей для решения сложных промысловых задач.

Таким образом, требования к готовности российского нефтесервиса к работе в условиях Крайнего Севера в настоящее время уже не являются опционными, скорее — неизбежными.

Примечание: на фото — проект «Приразломное», источник — «Газпром нефть».

SmartConsult Анализ рынка нефтесервисных, в т.ч. буровых услуг 35 000 ₽