Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
22 мая 2017

Производство стекловаты в России растет, и более 50% продукции уходит на экспорт

В 2013 и 2014 гг. производство стекловаты в России увеличилось чуть более чем на 8% и в том и в другом годах. А в 2015 году ситуация стала хуже, и производство снизилось на 8,7%. По сравнению с другим сегментом теплоизоляции - каменной ваты - это было довольно существенное падение. В следующем, 2016 году, ожидалось падение в обоих сегментах теплоизоляционных материалов - и каменной и стеклянной ваты. Но ситуация в реальности оказалась не настолько плохой: рынок минеральной ваты сумел остаться на уровне прошлого года, а производство стекловаты даже выросло, вопреки всем ожиданиям - на целых 7%. Реальные продажи материала, конечно, не так активны, поскольку кризис в строительной отрасли по-прежнему сказывается. Однако довольно слабое падение выпуска и быстрое восстановление говорят о высокой востребованности теплоизоляции даже в текущих условиях.

 

Существенным отличием рынка стекловаты от рынка минеральной (каменной) ваты является то, что в данном сегменте действуют всего 3 крупных производителя, в составе которых 5 заводов: 2 завода у Saint-Gobain (марка ISOVER), 2 завода у KNAUF INSU-LATION и 1 завод группы URSA. В России есть еще два завода, выпускающие стекловату - это Новгородский завод стекловолокна (основан в 1963 г.) и завод «Изовол» (Брянская область, запущен в 2010 г.). Однако объем выпуска этих предприятий по сравнению с ведущими игроками рынка совсем небольшой, а ассортимент ограничивается технической стекловатной теплоизоляцией.

 

Таким образом, в настоящее время на рынке действуют всего три игрока. В 2013 году все они делили общий объем производства российской стекловаты почти поровну. В 2014 году на российском рынке стекловаты сменился лидер - им стал концерн KNAUF, так как запустил новый крупный завод в Тюмени.

 

Еще одной особенностью рынка стекловолоконной теплоизоляции является экспортная активность - доля экспорта от объема производства все время растет и составляет в настоящее время порядка 55%. Экспортный потенциал российского производства стекловаты выглядит довольно сильным. В ближайшие три года экспортные потоки отечественного стекловолокна могут продолжать расти по причине отказа от строительства заводов крупными компаниями в ряде бывших республик Советского Союза.

 

Доля импортной стекловаты на российском рынке невысока. В последние несколько лет подряд доля импорта составляла 12-13%, но в 2015-2016 гг. она упала до 5%. Таковы последние расчеты агентства ABARUS Market Research, представленные в исследовании российского рынка стекловаты. До 2020 года доля импорта с большой долей вероятности останется примерно на таком же уровне, т.е. не будет расти.

 

Информация о появлении новых заводов по выпуску стекловаты в России пока не появляется. Но в ближайшие несколько лет этот вопрос может встать остро, так как дефицит мощностей может проявить себя уже в 2020 году.