По данным «Анализа мирового рынка ванили», подготовленного BusinesStat в 2020 г, с 2015 по 2019 гг ее продажи сократились на 23,9%: с 8,6 до 6,6 тыс т. Несмотря на общий нисходящий тренд, в ряде стран, в частности в Великобритании, Австралии, Испании, отмечается рост спроса на натуральную ваниль. Чтобы соответствовать запросам потребителей, крупные компании переходят от использования искусственных ароматизаторов к натуральным ингредиентам. При этом производство ванили сейчас не покрывает мирового спроса. Ваниль требует особых условий для выращивания. Кроме того, неблагоприятные погодные условия и природные катаклизмы также отрицательно сказываются на урожае.
В 2019 г лидирующие позиции по продажам ванили занимали Индонезия (1,23 тыс т), США (0,70 тыс т), Китай (0,54 тыс т), Великобритания (0,53 тыс т) и Мексика (0,47 тыс т), совокупная доля которых в мировых продажах составила 53%.
По прогнозам BusinesStat, в 2020 г ожидается сокращение продаж ванили в мире на 16,7% вследствие мирового кризиса на фоне неблагоприятной эпидемиологической обстановки. Меры профилактики распространения коронавируса вызывают некоторые трудности в цепочке поставок и отсутствие доступа к ряду объектов. Закрытие предприятий общественного питания во многих странах приводит к значительному падению спроса. Помимо этого, высокая стоимость натуральной ванили и конкуренция со стороны синтетических ароматизаторов в условиях мирового кризиса также оказывают негативное влияние на рынок. Еще одним существенным фактором для отрасли стало сокращение производства косметической продукции во время вспышки коронавируса, что также привело к снижению спроса на ваниль. Однако, несмотря на все негативные тенденции, в ряде стран отмечается рост продаж ванили – вследствие того, что во время пандемии люди стали больше готовить дома, и это привело к увеличению продаж специй в розничном секторе.
В 2021-2024 гг прогнозируется рост мировых продаж ванили на 7,8-9,0% в год. В 2024 г продажи составят 7,6 тыс т. Мировой рынок ванили будет стимулироваться ростом спроса на хлебобулочные изделия и замороженные десерты, что, в свою очередь, будет поддерживаться ростом среднего располагаемого дохода. В условиях растущего спроса на натуральные и органические пищевые ингредиенты продукты из натуральной ванили завоевывают популярность, особенно благодаря исключению химических удобрений и пестицидов при выращивании этой культуры. Растущая забота потребителей о своем здоровье, как ожидается, будет поддерживать рост мировых продаж ванили, несмотря на достаточно высокие цены на эту продукцию.