Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
Рынок
16 марта 2015

Нетрадиционные овощные культуры для российских теплиц

Российские тепличные хозяйства сейчас разделены на два лагеря, оставшиеся «в наследство» от СССР, и новые, высокотехнологичные комбинаты. Вторые пока составляют меньшинство и концентрируются рядом с крупными городами (Москва и Санкт-Петербург), где спрос наиболее платежеспособен.

Именно на потребителей ориентирован ассортимент теплиц. Столичные имеют более разнообразный перечень культур (шпинат, мята, ягоды и прочие). Региональные хозяйства, расположенные в ЮФО (порядка 15 предприятий), наоборот, узко специализируются на традиционных томатах и огурцах, выращивание которых у них уже давно налажено, сроки вызревания и хранения прогнозируемы, а рынок понятен. Уровень конкуренции из-за этого очень высок, оптовые покупатели могут себе позволить выбирать, у какого именно поставщика и по какой цене им будет выгодно осуществлять закупки.

Такая монополизация направления деятельности на данных видах культур в регионах нашей страны, несомненно, повлияла на то, что они составляли в 2013 году более 90% объема произведенных в закрытом грунте овощей. Оставшаяся доля приходилась в основном на листовой салат и болгарский перец.

Диаграмма 1. Изменение структуры российского производства овощей защищенного грунта
по виду продукции в 2012 – 2014* гг., %

 

Источник: Федеральная служба государственной статистики, Intesco Research Group

По другим видам культур существует выраженная сезонность поставок. В частности, в ЮФО производством клубники, свежей зелени, цветной и брюссельской капусты, а также брокколи (которые являются нестандартными для большинства российских теплиц), занимаются частные фермеры. Делают они это только в весенне-летний период года, производя высадку растений сразу в открытый грунт. В остальное время рынок наполнен импортной продукцией.

Тем не менее, в условиях расширения всего тепличного комплекса РФ ожидается рост «экзотичной» тепличной продукции за счет притока инвестиций в отрасль. И с учетом запрета на импорт продуктов питания из ЕС, некоторые отечественные тепличники уже в следующем году смогут предложить крупным сетям розничной торговли собственную альтернативу  иностранным товарам.

Например, клубнику собирается выращивать ЗАО «АГРОФИРМА «ВЫБОРЖЕЦ», по планам, для создания производства будет вложено около 1 млрд рублей. Одним из условий конкурентоспособности проекта является использование энергосберегающих технологий, которые позволят значительно сократить производственные затраты на газ и свет, что в итоге снизит себестоимость ягоды.

Более подробную информацию можно узнать из работы «Бизнес-план тепличного хозяйства – 2014 (с финансовой моделью)» компании Intesco Research Group.

Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.