Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
16 марта 2015

Нетрадиционные овощные культуры для российских теплиц

Российские тепличные хозяйства сейчас разделены на два лагеря, оставшиеся «в наследство» от СССР, и новые, высокотехнологичные комбинаты. Вторые пока составляют меньшинство и концентрируются рядом с крупными городами (Москва и Санкт-Петербург), где спрос наиболее платежеспособен.

Именно на потребителей ориентирован ассортимент теплиц. Столичные имеют более разнообразный перечень культур (шпинат, мята, ягоды и прочие). Региональные хозяйства, расположенные в ЮФО (порядка 15 предприятий), наоборот, узко специализируются на традиционных томатах и огурцах, выращивание которых у них уже давно налажено, сроки вызревания и хранения прогнозируемы, а рынок понятен. Уровень конкуренции из-за этого очень высок, оптовые покупатели могут себе позволить выбирать, у какого именно поставщика и по какой цене им будет выгодно осуществлять закупки.

Такая монополизация направления деятельности на данных видах культур в регионах нашей страны, несомненно, повлияла на то, что они составляли в 2013 году более 90% объема произведенных в закрытом грунте овощей. Оставшаяся доля приходилась в основном на листовой салат и болгарский перец.

Диаграмма 1. Изменение структуры российского производства овощей защищенного грунта
по виду продукции в 2012 – 2014* гг., %

 

Источник: Федеральная служба государственной статистики, Intesco Research Group

По другим видам культур существует выраженная сезонность поставок. В частности, в ЮФО производством клубники, свежей зелени, цветной и брюссельской капусты, а также брокколи (которые являются нестандартными для большинства российских теплиц), занимаются частные фермеры. Делают они это только в весенне-летний период года, производя высадку растений сразу в открытый грунт. В остальное время рынок наполнен импортной продукцией.

Тем не менее, в условиях расширения всего тепличного комплекса РФ ожидается рост «экзотичной» тепличной продукции за счет притока инвестиций в отрасль. И с учетом запрета на импорт продуктов питания из ЕС, некоторые отечественные тепличники уже в следующем году смогут предложить крупным сетям розничной торговли собственную альтернативу  иностранным товарам.

Например, клубнику собирается выращивать ЗАО «АГРОФИРМА «ВЫБОРЖЕЦ», по планам, для создания производства будет вложено около 1 млрд рублей. Одним из условий конкурентоспособности проекта является использование энергосберегающих технологий, которые позволят значительно сократить производственные затраты на газ и свет, что в итоге снизит себестоимость ягоды.

Более подробную информацию можно узнать из работы «Бизнес-план тепличного хозяйства – 2014 (с финансовой моделью)» компании Intesco Research Group.

Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.