Мировой рынок хризантем разделен на два сегмента: торговля одноголовыми цветами и кустовыми. Вторые занимают по объему реализации на аукционах голландской цветочной биржи Flora Holland 3-е место (более 1,1 млн штук в год), тогда как обычные (одноголовые) находятся лишь на 9-м месте. Можно говорить, что данная статистика отражает структуру спроса. Современная тенденция к составлению букетов с эффектом натуральности, где часто сочетают несколько видов растений с мелкими цветами разной расцветки. Например, в Японии почти треть жителей (29%) выбирают в качестве подарка хризантемы, и только 9% - отдают предпочтение розам
Закупка хризантем из-за границы в России в 2013 году в основном приходилась на февраль (перед 8 марта) и август (перед 1 сентября). Меньше всего цветов данного вида поставлялось в июле, когда в стране в большом количестве распускаются цветы на собственных садовых участках россиян.
При этом собственное российское тепличное производство хризантем по факту находится пока на низком уровне. Для оценки масштабов можно сравнить объемы поставок роз и хризантем у одного из крупнейших игроков на рынке - компании «РОЗОВЫЙ САД». В среднем указанное тепличное хозяйство срезает более 7 млн хризантем (8 различных видов), для роз этот показатель достигает 18 млн штук.
Диаграмма 1. Структура импортных поставок хризантем по месяцам в РФ в 2013 г. в натуральном выражении, %
Источник: Таможенная служба РФ, Intesco Research Group
В структуре потребительских предпочтений россиян хризантемы наряду с тюльпанами делят второе место, значительно уступая по популярности королеве цветов –розе. Эксперты рынка считают, что сложившиеся стереотипные ассоциации, связывающие хризантемы с типичным подарком для учителя на День знаний, а также с восприятием их как садовых растений, скоро отойдут в прошлое.
Большое количество видов и цветовое многообразие хризантем говорят в их пользу. Наиболее популярными окрасками хризантемы являются белый, желтый, бордовый, оранжевый, зелёный и красный. Немаловажным фактом выступает их длительный период жизни в срезанном виде, как при транспортировке, так и при стоянии в букете. На ожидаемое увеличение спроса на хризантемы в будущем также будет работать психология покупателя, который, выбирая многоголовый цветок, хотя и платит за одно растение, получает не один цветок, а сразу часть букета (на одном стебле кустовой хризантемы в среднем около 10 цветков).
Многоголовые хризантемы укрепляют свои позиции на российском рынке, в том числе и за счет более низкой цены (до 35 руб. за растение в розницу), в то время как одноголовые стоят дороже – более 50 руб. за 1 шт.
Более подробную информацию можно узнать из работы «Рынок срезанных цветов: комплексный анализ и прогноз до 2016 года» компании Intesco Research Group.
Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.