По данным «Анализа рынка спреда в России», подготовленного BusinesStat в 2017 году, его продажи в стране составили в 2016 году 147,4 тыс. т, что больше аналогичного показателя в 2012 году на 19,0%. Самый быстрый рост продаж наблюдался в 2014 и 2015 гг. и составил 6,7% и 7,5% относительно прошлых лет соответственно. В кризис потребление более дешевого аналога сливочного масла росло. Сокращение реальных располагаемых доходов населения повлекло за собой уменьшение потребительской корзины и вынужденную экономию. В 2014 году в России вступил в действие запрет на ввоз импортного сливочного масла из стран ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии. В настоящий момент эмбарго продлено до конца 2017 года. Сливочное масло и спред являются товарами-заменителями, поэтому отсутствие импортного сливочного масла на рынке повлияло на рост продаж спреда.
Основная часть спреда в России потребляется предприятиями перерабатывающей промышленности. Доля сектора промышленной переработки от общего объема продаж спреда в стране в 2012-2016 гг. составляла в среднем 57,1%. Спред используется в хлебопекарной, кондитерской, пищеконцентратной и других отраслях пищевой промышленности как альтернатива маргарину и сливочному маслу.
В 2012-2016 гг. продажи спреда для целей промышленной переработки в России продемонстрировали самый быстрый рост среди всех секторов рынка - на 20,1%. Этот факт стал следствием желания производителей сэкономить на сливочном масле, используя более дешевый его аналог, что, в конечном счете, позволило сократить расходы на производство.
Второе место по объему реализуемого спреда в России в 2012-2016 гг. занимала розничная торговля - в среднем 39,7% от общего объема продаж. В 2012-2016 гг. розничные продажи спреда в России увеличились на 17,9%. Лидерами по потреблению спредов в России в 2016 году стали Москва (8,2% от совокупного натурального объема продаж) и Московская область (7,2%), а также Санкт-Петербург (4,3%) и Краснодарский край (3,8%).
Ожидается, что небольшой рост продаж спреда в 2017 году сменится сокращением на 0,3-0,8% в 2018-2021 гг. По мере стабилизации экономической ситуации в России и возвращения импортной молочной продукции на рынок потребители вернутся к покупке более традиционного для них сливочного масла.
Приведенные значения рассчитаны аналитиками BusinesStat на базе статистики Росстата и ФТС РФ.